Благословение - православное издательство.

Акции

Профилактика коронавируса

Число рождений в России приближается к многолетнему минимуму

В РФ продолжает сокращаться число рождений, следует из данных Росстата по итогам января–мая. Если негативная тенденция сохранится, есть риск получить по итогам года одно из худших значений за последнюю почти четверть века. Причем, по оценкам экспертов, последствия событий 2022 года в статистике еще не дали о себе знать. А в официальной риторике заметно смещение акцентов. Несколько лет назад как о главном негативном демографическом факторе в основном говорилось об «эхе войны» и «эхе 90-х». Теперь в правительстве отметили проблему доходов и в целом уровня жизни населения.

По итогам января–мая в стране родились 511,7 тыс. человек, что примерно на 2% меньше, чем за аналогичный период 2022 года. Такие данные обнародовал Росстат. По сравнению с январем–апрелем сокращение замедлилось: тогда оно составляло около 3%. Кроме того, за отдельно взятый май число рождений в годовом сопоставлении увеличилось – примерно на 1% к маю прошлого года.

Месячная статистика показывает не фактическое число событий, а количество их регистраций в органах ЗАГС за указанный период, пояснил «НГ» научный сотрудник Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Игорь Ефремов. На эту регистрацию, в свою очередь, влияет число рабочих дней. В мае 2023 года таких дней было больше, уточнил эксперт.

Поэтому, по его словам, говорить об изменении трендов, опираясь на данные только за один месяц, было бы преждевременно. «Если же посмотреть на данные с начала года, то накопленное количество рождений продолжает снижаться относительно того же периода прошлого года», – обратил внимание демограф. По его прогнозу, вероятнее всего количество рождений продолжит сокращаться по итогам и июня, и июля, а «такие колебания, как в мае, не смогут обратить вспять тенденцию в целом».

Тенденция сокращения числа рождений в России долгосрочная. По Росстату, она фиксируется с 2015 года. И например, в 2022-м в стране родилось уже только около 1,3 млн человек – это стало одним из худших значений за период с начала нулевых. Хуже было в 2000-м, когда показатель составлял примерно 1,27 млн рождений. В этом году при сохранении негативных факторов есть риск получить новое худшее значение почти за четверть века.

И например, эксперты аналитического Telegram-канала MMI (один из участников регулярных макроэкономических опросов Центробанка), оценивая итоги апреля 2023-го, сделали предположение, что столь низкие значения «невозможно объяснить демографическими волнами, это отчасти и влияние событий, начавшихся в 2022 году».

Хотя, как пояснил «НГ» Ефремов, влияние на демографическую ситуацию событий первой половины 2022-го если и есть, то его крайне трудно выделить на фоне других факторов. Осенняя частичная мобилизация, в свою очередь, могла заметно повлиять на планирование семьи, «но проверить эту гипотезу мы сможем только осенью, когда будут опубликованы данные за летние месяцы».

Основной негативный демографический фактор – это, по уточнению эксперта, «сокращение абсолютного количества молодых женщин». Хотя, как он отметил, сейчас в принципе большинство существующих социально-экономических и политических факторов можно назвать «скорее негативными для рождаемости».

Если же говорить о коэффициенте суммарной рождаемости, то за последние годы он уже и так сильно снизился – до 1,42–1,45 детей на женщину, продолжил Ефремов. «Оперативные данные с начала года говорят о том, что в 2023-м собственно рождаемость при исключении фактора возрастной структуры (демографических волн) пока, вероятно, перестала снижаться, но это может измениться в любой момент», – добавил эксперт.

«Учитывая продолжающееся сокращение числа женщин в репродуктивном возрасте, перспективы роста рождаемости выше наблюдаемого туманны, даже несмотря на последние тренды, говорящие о некотором росте числа «поздних» рождений, – сказал первый заместитель гендиректора Центра стратегических разработок Борис Копейкин. – О коэффициенте рождаемости более 2, необходимом для воспроизводства населения, пока говорить не приходится».

О факторах, влияющих на демографическую ситуацию, стоит сказать все же подробнее. На самом высоком уровне к двум главным причинам демографических проблем ранее были отнесены эхо войны и последствия 1990-х годов.

«Самый большой ущерб с точки зрения демографического развития, с самым большим ущербом страна столкнулась во время Великой Отечественной войны… А в 90-х годах у нас произошло событие очень тяжелое: у нас родилось 1 млн 200 тыс., по сути, это сопоставимо с потерями в Великой Отечественной войне с точки зрения демографического развития», – разъяснял президент Владимир Путин во время «Прямой линии» в 2017 году.

«Теперь что получилось? Получилось, что у нас количество молодых людей, и прежде всего молодых женщин в фертильном возрасте, как говорят специалисты, в возрасте деторождения, сократилось, и существенно», – уточнял тогда президент.

«Сегодня мы наблюдаем существенное снижение рождаемости в результате того демографического спада, который связан с последствиями Великой Отечественной войны», – объясняла затем журналистам провалы 2018 года вице-премьер Татьяна Голикова.

К этому добавились новые шоки. «Мы столкнулись с эпидемией в то время, когда совпали, наложились друг на друга последствия демографических ударов 40-х и 90-х годов прошлого века. И понимаем, что сегодня ситуация в сфере демографии чрезвычайная», – пояснял президент в Послании Федеральному собранию в 2021 году.

Хотя некоторые чиновники все же вносили иногда коррективы в такую аргументацию. Например, как сообщал в 2019-м первый замминистра труда Алексей Вовченко, слова которого приводились на официальном сайте министерства, несмотря на то что в качестве одной из проблем рождаемости принято выделять снижение процента женщин фертильного возраста, «это не главная причина».

«Мы связываем причину снижения рождаемости прежде всего с экономикой, с уровнем дохода наших семей, который за последние годы не растет… Поэтому меры нашего воздействия на увеличение рождаемости будут и остаются экономические – это экономическое стимулирование», – заявлял тогда Вовченко (см. «НГ» от 09.06.19).

В этом году, как можно судить, акценты сместились еще сильнее – на поиски более детального ответа на вопрос, что же все-таки мешает женщинам и в целом семьям планировать детей. В начале июля, выступая в Совете Федерации, Татьяна Голикова рассказала о сформированных правительством портретах женщин, потенциальных рожениц.

«По данным переписи, установлено наличие категорий женщин, среди которых возможно обеспечить рост рождаемости. Это 4,5 млн женщин, которые на сегодняшний день не имеют детей, и почти столько же женщин, которые имеют только одного ребенка. То есть максимально это почти 9 млн потенциальных рождений на ближайшие три года», – сообщила вице-премьер (см. «НГ» от 09.07.23).

Голикова продолжила: для молодых женщин – до 24 лет – помехой становится отсутствие семьи, жилья и постоянного дохода; для женщин в возрасте 25–34 лет к основным ограничениям даже при наличии семьи относятся отсутствие собственного жилья и вопросы доходов. Начиная с 30-летнего возраста женщины не принимают решения о рождении ребенка, так как боятся ухудшения своего здоровья. Из чего напрашивается вывод, что ключевой фактор – ситуация с доходами и в целом с уровнем и качеством жизни населения. Тем более что страна после 2014 года уже имеет опыт длительного падения, а затем стагнации реальных располагаемых доходов населения.

«Очевидных рецептов быстрого стимулирования устойчивого роста рождаемости в международной практике нет. Однако ряд проведенных в последние годы исследований показывает, что российская программа материнского капитала, действующая с 2007 года, поддерживает рождаемость и повышает вероятность появления второго и последующих детей, – обратил внимание Копейкин. – Причем важно как само наличие программы, так и размер выплат – с их ростом рождаемость несколько увеличивается. Также важны доступность детсадов, и помощь с жильем, и многие другие меры поддержки. Их действие необходимо продолжать, а вероятно и расширять».

Тут, однако, требуется уточнение. Как ранее поясняли демографы, обновленный механизм предоставления маткапитала сделал эту полезную меру чуть ли не контрэффективной: с 2020 года основная часть выплат перенесена на первенца, а для рождения второго ребенка в той же семье стимулов стало в разы меньше (см. «НГ» от 02.12.22).

Руководитель департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета Александр Цыганов к важным мерам отнес и пособия, и поддержку трудоустройства, и льготное жилье (не только ипотеку, но и аренду, поддержку накоплений на первый взнос). Также он указал на необходимость развивать социальную сферу, инфраструктуру. Еще один путь, судя по его комментарию, совершенствовать в том числе миграционную политику. 

Источник


Комментарии


Заголовок комментария:
Ваш ник:
Ваш e-mail:
Текст комментария:
Введите текст на картинке
обновить текст
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20