Благословение - православное издательство.

Акции

Профилактика коронавируса

Отчего происходит, что человек не слушает Бога, что вера покидает его, что вместо добра он делает зло?

Потому что он горд, гордость искажает человеческое видение. Человек думает: «Если я буду властвовать, делать что хочу, от этого я получу удовольствие».
На самом деле – нет. В какой-то миг – да, а в дальнейшем – разочарование и желание ещё, ещё и ещё идти по пути зла.
Господь против этого говорит: «…научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 29).
Этому нужно научиться, чтобы чему-то научиться – а христианская жизнь уподобляется cвятыми Отцами науке и искусству, – нужно очень много упражняться. Любое мастерство в любой области требует упражнения.

Мы сталкиваемся с какой-то ситуацией и начинаем злиться, приходить в гнев. Нам надо научиться поступать не по гневу, который в нас, а по кротости, к которой зовёт нас Христос.
Кротость – это незлобие.

Для начала самое простое: в гневе нужно молчать, пока он не утихнет. Второе упражнение: в гневе нужно не только молчать, но ещё молиться, пока гнев не уйдёт.
И третье упражнение – это поступать против гнева.
Вот гнев велит мне сделать то-то и то-то с обидчиком, а кротость говорит о другом.
Господь говорит: «Благословляйте проклинающих вас и добро творите творящим вам напасти».
Но это уже сложно, для начала надо в гневе обуздать язык свой, потом чувства, а уже потом приступать к таким сложным упражнениям.

Но если мы этим серьёзно займёмся, а лучше б это с детства, после того как отец с матерью этому научат, а ещё лучше – покажут, как это бывает, тогда будет результат. Чем раньше человек начинает, тем, конечно, эффект больше. Потому что очень много людей слишком поздно начинают, душа уже не гибкая, она закостенела в грехе, и приходится в грехе этом и умирать.

А гнев – это весьма не безобидная вещь. Некоторые сочинили – народ у нас творческий – всякие отговорки: а я, говорит, отходчивый.
Вот сегодня утром у нас в Москве тут, в Хорошёве, так и случилось: поспорили, эти достали пистолеты, этот – пистолет.
Убил и уехал. Домой пришёл, пистолет почистил, спрятал – и отошёл. Очень отходчивый.
А что там с тем случилось, и что он такой нервный, что с утра палить начал?.. Из-за пустяшной ссоры обрывается молодая жизнь.
Гнев не творит правды Божией.

Вместо того чтобы бороться с грехом, человек борется с тем, что гнев вызывает. Некоторые люди ещё в древности думали: а я уйду от людей, поселюсь в пустыне, найду себе пещеру или построю келейку, и буду там жить. Никто не будет меня раздражать, и я потихонечку избавлюсь от гнева, от других грехов.
И чем же это кончалось? Человек покидал эту келью, он злился на насекомых, на шум ветвей, на колотящий по крыше дождь. Он злился на то, что ему мерещилось в углу, и кидал туда всякие предметы и глиняную посуду. Он злился на самого себя. Некоторые кончали с собой.
Почему? Потому что, если ты хочешь победить гнев, нужно бороться против гнева, а не против источника гнева.
Потому что провокации всё время: то снег в лицо, то солнце заставляет щуриться, всё время какие-то проблемы. Но раздражение – а это первая стадия гнева – сидит внутри человека, и нужно подвизаться против него, упражняясь в кротости и смирении.
Поэтому и старая латинская пословица гласит: «Юпитер, ты сердишься, значит, ты не прав».

Не бывает, чтобы человек был в гневе и был прав.
Даже если причина вполне солидная и уважительная.
Сам гнев ничем не оправдан, потому что это состояние души, которое именуется смертным грехом, и в этом состоянии человек не творит правды Божией.

Его реакция на даже совершенно беспардонное событие будет диктоваться уже не здравым смыслом, а гневом, что весьма печально.

Протоиерей Дмитрий Смирнов

Источник


Комментарии


Заголовок комментария:
Ваш ник:
Ваш e-mail:
Текст комментария:
Введите текст на картинке
обновить текст
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20