Благословение - православное издательство.

Акции

Профилактика коронавируса

Об Иисусовой молитве. Памяти о. Павла (Лысака).Леонид Болотин

Посвящается светлой памяти Иеромонаха Павла (Лысака)

Июня 1941 года —  28 Января 2019 года

 

 

 

 

 

21 Декабря 2018 года Игумен Алексий (Просвирин) сообщил мне, что в Синодальном отделе по взаимодействию с Вооруженными Силами в рамках ежегодных Рождественских Чтений решено провести годовое отчетное собрание в виде конференции, посвященной Исихазму.

28 Января 2019 года в Синодальном отделе по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами

И даже доверительно поведал мне о том, что на конференции уже выразил свое намерение выступить выдающийся современный ученый, профессор, доктор юридических наук, генерал-лейтенант Алексей Михайлович Величко с докладом «Исихазм как политическое явление».

 

Алексей Михайлович Величко 28 Января 2019 года

Сам я, как мне тогда показалось, ничего предложить для данного научного форума от себя не мог. Но в связи с формулировкой доклада А.М.Величко сразу после разговора с Игуменом непроизвольно стал размышлять над темой о значении ИИСУСОВОЙ Молитвы в современной православно-патриотической общественной жизни России.

А 23 Декабря ближе к полуночи мой старинный Друг, директор издательства «Благословение» Юрий Григорьевич Самусенко по электронной почте прислал мне ссылку на такую публикацию от 22 Декабря 2018 года, также посвященную ИИСУСОВОЙ Молитве: «Вставай, Россия, на молитву! Обращение к православным о даровании покаяния народу».

Разместил данную ссылку без малейших собственных комментариев на своих страницах в социальных сетях «Одноклассники», «ВКонтакте», «Фасбук», а на «Фасбуке» ещё и в нескольких группах — «Безсмертный полк: Пахра», «Царское Дело», «Царство и Церковь», «Русская Нива», «РусСербия», где являюсь администратором. На «Фасбуке» сразу же появилось более сотни репостов, сделанных даже не моими друзьями по соцсети, а совершенно незнакомыми мне людьми. Однако через несколько часов всё то множество публикаций было заблокировано администрацией «Фасбука». Через двое суток после моего протеста руководству «Фасбука» блокировку с публикации сняли, но сам факт такой блокировки, на мой взгляд, является духовным свидетельством того, что ИИСУСОВА Молитва и призыв к ней вызывают резкое противодействие в современном мiре.

О том инциденте на «Фасбуке» потом написал в памфлете «В чем “провинились” Валерий Ганичев и Владимир Солоухин перед Фасбуком?!» , где заодно в тексте сделал и полную републикацию «Обращения» с призывом к ИИСУСОВОЙ Молитве. И все же хочется здесь снова воспроизвести некоторые положения данного «Обращения»:

«…Иисусовой молитвой каждый человек может объять весь мiр. Преподобный Порфирий Кавсокаливит подчеркивал, что сила молитвы велика, особенно когда она творится одновременно многими: “Молитесь о Церкви, о мире, о всех. Все христианство – в молитве”. Он наставлял: “Все мы дети одного Отца, все мы едины, поэтому, когда молимся о других, говорим: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного” …Бог знает желания сердечные и, видя любовь молящегося, спешит на помощь тому человеку, о ком болезнует его сердце. Такая молитва подает благодать молящемуся, а также и тому, о ком он молится”… Благословлено для чтения Иисусовой молитвы набирать группы по 24 человека. Читать нужно по 1 часу в сутки (для немощных – по 30 минут), каждому по силам, но чтобы группой в целом были прикрыты все 24 часа в сутки. В крайнем случае, если кто-то не может вычитать свой час ночью, то можно перенести чтение Иисусовой молитвы на дневные часы. Но важно вычитать свой час Иисусовой молитвы в сутки. При чтении Иисусовой молитвы, как учит Святитель Игнатий Брянчанинов, надо искать только ПОКАЯНИЯ. Молитву надо совершать спокойно, со смирением и вниманием на словах молитвы, то есть безвидно, без образов, ничего не представляя и ни о чем не мечтая, с мирным духом. Преподобный Серафим Саровский говорил: “Стяжи Дух Мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся!” …Может ли человек, читающий Иисусову молитву, впасть в прелесть? По учению Святых Отцов, чтобы не впасть в прелесть, надо молиться с сокрушенным и смиренным духом, с сознанием своего недостоинства, не доверять никаким видениям, бороться с греховными помыслами. Нужно стремиться любить всех, даже обидевших, предавать свою жизнь Богу и Его Промыслу Всеблагому…»

По свидетельству одного из авторов «Обращения», к 21 Декабря по стране уже сложилась не одна сотня групп верующих по 24 человека.

Возможно, у кого-то из современных Священников и общественных деятелей будут какие-то опасения, претензии и даже возражения относительно данного «Обращения», относительно того, что с такой инициативой выступили провинциальные Священноиноки, не заручившись официальным разрешением или решением Священного Синода или хотя бы правящих Архиереев тех епархий, в которых служат Священноиноки. Никак не примеряя себе мантию адвоката, позволю некоторые рассуждения на данный счет.

Ещё в восьмидесятые годы в православных изданиях Русского Зарубежья мне встречались тексты келейных молитв по соглашению об освобождении России от безбожного пленения. Предлагалось читать такие молитвы в определенные часы, присоединяя их к утреннему или вечернему правилу. Потом аналогичные молитвы стали составляться в самой России и в девяностые, и в нулевые, и ближе к нашим дням — опять-таки для келейного употребления и без покушения на храмовый Богослужебный Чин. В некоторых случаях подобные духовные опыты текстуально были не шибко грамотными и далекими от молитвенной церковнославянской стилистики. Не берусь судить об их «каноничности-неканоничности», не моя мера.

Но гораздо более закономерными мне представлялись примеры, когда группа верующих из 20 человек, например одного прихода, по благословению Батюшки заключала соглашение о ежедневном чтении Псалтири. Каждый из участников таких групп читает в день одну кафизму, на «Славах» поминает о здравии и за упокой всех членов общины и своих родственников, и таким образом ежесуточно прихожанами в совокупности прочитывается вся Псалтырь. Подвиг для духовной самодисциплины труднейший![1] Но я ни разу почти за тридцать лет знакомства с такой духовной практикой не слышал от Духовенства не только возражений о её уместности среди мiрян, но и хотя бы скептического отношения к ней.

В данном же случае Священноиноки не предлагают никаких новосочиненных молитв. Они никак не вмешиваются в храмовый Богослужебный Чин, не вмешиваются и в чин вечернего или утреннего молитвенных правил. Более того, они выступили со своим «Обращением» публично не сразу, когда идея такого призыва совместно пришла им на ум, а после того, когда среди своих духовных чад и знакомых они нашли единомышленников и вместе с ними испытали такую простую духовную практику. И когда с БОЖИЕЙ Помощью они вовлекли в подобное круглосуточное по очереди чтение ИИСУСОВОЙ Молитвы не одну тысячу человек, дерзнули через православные общественные СМИ выступить со своим призывом.

И ещё хочу отметить чрезвычайно важный духовно-нравственный аспект: авторы «Обращения» никак не ставят своей целью иерархически возглавить такое духовное движение, для участия в котором каждый может руководствоваться своей внутренней потребностью и благословением собственного Духовника.

Ценность же такого «Обращения» я вижу не только в самой круглосуточной форме чтения ИИСУСОВОЙ Молитвы на протяжения часа каждым участником. Многие верующие, даже обладая коммуникационными ресурсами интернета, электронной почты, в наше время значительного разобщения вряд ли смогут найти двадцать три сомолитвенника для такого регулярного чтения. Но сама мысль о том, что тысячи соотечественников уже ежесуточно подвизаются в таком подвиге, несомненно, побудит другие тысячи разобщенных присоединиться хотя бы эпизодически к такому несомненно покаянному Умному Деланию.

Прежде мне такая церковно-общественная инициатива не встречалась. Её появление, по моему разумению, объясняется пред Лицем БОЖИИМ определенной потребностью российского православного общества к такому совместному покаянному усилию, абсолютно непонятному и совершенно неприметному для окружающего мiра, но имеющему глубокое духовное значение.

А относительно предполагаемых сомнений среди части Духовенства могу сказать, что психологический феномен «как бы чего не вышло» теперь уже всем вполне понятен. Однако, следуя такому «принципу», мы уже дошли до глубокого выхолащивания в церковно-общественном бытии России живых духовных движений, до выхолащивания, которое во многом привело к великим искушениям во Вселенском Православии. Достаточно для того вспомнить Критский Собор и недавний варфоломеевский томос… Без молитвенного покаянного мирного духа в народе такие искушения не преодолеть!

На мой взгляд, и общественное научное собрание о Святоотеческой исихастской традиции в Православной Церкви 25 Марта 2018 года, и публикация «Обращения» с призывом о достаточно массовом круглосуточном чтении ИИСУСОВОЙ Молитвы в Декабре, и нынешняя Богословская конференция об Исихазме в начале 2019 года не в каком-то академическом заведении, а именно в Синодальном отделе по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами с аудиторией, состоящей в основном из военного духовенства большинства епархий России, их верных помощников — военных-активистов[2], являются несомненно благим знамением нашего непростого времени.

По моему личному наблюдению достаточно опытного общественника и в какой-то степени политолога, три данных церковно-общественных явления в духовном смысле относятся к самым перспективным православно-патриотическим общественным инициативам за минувшие 30 лет, если считать от великих торжеств 1988 года — празднования 1000-летия Владимирова Крещения Руси, когда православная общественная жизнь в нашем Отечестве стала выходить из подполья.

28 Января 2019 года

Post Scriptum

 

Пояснение к посвящению данного очерка. 28 Января впервые за несколько лет вышел из дома с афонской вервицей-соткой, правда, не на виду: держал её в пластиковой сумке и потихоньку в дороге перебирал узелки. Продолжил такое занятие и на конференции, усевшись на «камчатке» рядом с Ю.Г.Самусенко. Зал был полон Духовенства. В первой части конференции выступили председатель Синодального отдела Протоиерей Сергий Привалов (ныне Епископ Клинский Стефан), духовник Высокопетровского монастыря Игумен Петр (Пиголь), доктор юридических наук генерал-лейтенант юстиции Алексей Михайлович Величко, насельник исихастириона Святителя Иннокентия Иркутского, Каруля (Афон) Игумен Алексий (Просвирин). Честно говоря, опасался, что в таком представительном церковном собрании и по краткости времени, отведенного для него, мне сло́ва могут и не дать.

В перерыве конференции

Доклады слушал предельно внимательно: четки не мешают слушать. В какой-то момент со словами молитвы в мыслях возник образ Отца Павла (Лысака). И такое мысленное видение повторилось, когда после перерыва меня позвали на трибуну. В некотором волнении собирался как можно побольше оттараторить за отпущенные мне пять минут, но с воспоминанием об Отце Павле наступило успокоение: совершенно размеренным тоном сказал только то, что считал самым важным, и вполне уложился в положенный срок.

Во второй части конференции

Потом пришел домой и в четвертом часу дня смотрел форум моего только что опубликованного материала на «РНЛ», снова вспомнил Отца Павла и в реплике написал фрагмент одного разговора с Батюшкой, не называя его по имени:

«Как-то беседовали, с одним духовно опытным лаврским Иеромонахом, говорили о “династии” влиятельных в Патриархии высокопоставленных Священников. Не помню уже в связи с чем (конец 80-х) по поводу них я сказал:

— Ну, они же хохлы...

Сказал без тени иронии, просто по-бытовому констатировал... А Батюшка вдруг мне возразил:

— Не-е-ет! Они не хохлы! Вот я — хохол, а они западэньци... Совсем другие!

Так с “акцентом” и сказал... Интересный был для меня тогда урок этнологии...»

А уже глубокой ночью на 29 Января по электронной почте от кумы пришло скорбное сообщение: «Вчера вечером преставился наш Батюшка Иеромонах Павел…»

+ + +

С Отцом Павлом познакомился в 1987 году, когда он крестил К.Ю.Душенова. В ту пору Константин, когда приезжал в Москву, останавливался у меня, и Отец Павел стал во время его приездов, а потом и в Костино отсутствие захаживать к нам на Бутырку. На квартире тогда у меня иногда собиралось много разного народу — на Исповедь. Потом Отец Павел заглядывать стал реже. Ко мне, случалось, приходили общественники из разных краев, люди незнакомые и случайные для Отца Павла. Видимо, поэтому посещения Батюшки стали реже. Тогда я сам ездил на Исповедь или Соборование на квартирах его духовных чад. Приезжали к нему на Исповедь и много Священников из провинции.

Ещё с 1988 года взял за правило до публикации показывать Отцу Павлу свои первые опыты в православной журналистике. Брал у него благословение на все последующие публикации, на исследовательские труды по изобличению истории с «екатеринбургскими останками», на наши конференции, на сотрудничество с Владыкой Иоанном, на составление или написание и публикацию книг «Государственная Легитимность» (1994), «Царское Дело» (1996), «Тайны Коптяковской Дороги» (1998), «Странствия по времени: Древняя Русь сквозь призму “Повести Временных Лет”» (2015) .

Он благословил наш брак с Ниной: сразу после праздника Апостолов Петра и Павла — 13 Июля 1994 года мы повенчались. Он Крестил наших младших детей — Светлану и Евгения…

Правда, последние года четыре наше очное общение с Батюшкой по моей вине прекратилось. Виделся с ним, кажется, в 2014 году, когда собирался сдавать в издательство рукопись «Странствий…» Потом только два-три раза по телефону общался, когда он сам мне звонил для консультации по каким-то церковно-общественным вопросам, но за моё отдаление он ни разу меня не попрекнул. И это было в его правилах — никому не навязываться. Меня многократно оповещали постами о Соборовании с Отцом Павлом, но всё думал: ещё успеется… Батюшке шел семьдесят восьмой год, но выглядел он весьма бодро и моложе своих лет.

 

Сам я знал, что он обо мне и моем семействе молится, я старался молиться о нём, и это представлялось мне «достаточным» в моей «творческой» и общественной круговерти.

Батюшка отошел как раз в канун памяти Честных Вериг Апостола Петра (у Батюшки от рождения мiрское имя было Пётр). Уже 29-го днём гроб с Его телом перевезли в храм Святых Апостолов Петра и Павла на Новой Басманной. Вереницей потянулись туда духовные чада… Моя жена накануне дня похорон ходила проститься, видела там Константина и Ваню Душеновых, В.Н.Крупина, наших общих друзей, знакомых и свойственников. А я удосужился прийти только на отпевание 31-го, да и то не к самому началу.

Отпевание в храме Апостолов Петра и Павла 31 Января 2019 года

Внутрь нижнего храма было не зайти: народу — битком и в центральной части, и в обоих приделах. Службу стоял в притворе на лестнице, которая ведет в верхний храм. Там тоже было не протолкнуться.

Но всё же помолился, а когда основная служба закончилась, под непрерывное общее пение «СВЯТЫЙ БОЖЕ, СВЯТЫЙ КРЕПКИЙ, СВЯТЫЙ БЕЗСМЕРТНЫЙ, Помилуй нас!+» стал осторожно, но вместе с тем настойчиво протискиваться к гробу через правый придел. Народ двигался очень медленно, иногда движение на несколько минут совсем замирало. К цели подошел только минут через сорок. Приложился к ногам, к Кресту в деснице и потом ко лбу Отца Павла — под покровом, поскольку у монахов лицо в гробу скрывают. Попросил прощения у Батюшки за себя, Нину и детей…

В притворе храма

А правый придел всё ещё оставался полным. Люди туда заходили с паперти и с лестницы. Уже когда отходил от гроба, меня тронул за руку В.Н.Крупин, который был у гроба почти неотлучно и 29-го, и 30-го, и во время отпевания. Он что-то сказал мне с рыданьем в голосе, а я был совершенно растерянный, в ответ только пробормотал: «Соболезную, Владимир Николаевич…» и побыстрее отошел, чтобы не задерживать идущих сзади. Потом В.Н.Крупин поведал мне: «Стоя у изголовья, видел я такую силу веры Православной, будто Батюшка заряжал нас на будущую сиротскую жизнь… Рад, что он был в нашей жизни и остался…»

У ворот Леоновского кладбища 31 Января 2019 года

Заказной автобус отвёз нас на Леоновское кладбище. По дороге у Трех Вокзалов было много пробок, поэтому приехали не к самому началу чина погребения. Молились сначала сразу за воротами, а потом уже у самой могилы. Конечно, в жизни видел достаточно многолюдные похороны. Море народа видел в Ноябре 1995 года на похоронах Владыки Иоанна (Снычева). Не в таком, конечно, масштабе было сейчас, но на погребении других духовных лиц такого стечения народу мне видеть ни разу не довелось, как тут на похоронах в общем-то «простого» Священника…

Чтобы самому отсыпать горсть земли протиснулся только минут через двадцать после того, как в могилу опустили гроб. Уже могильщики лопатами начинали засыпать погребение, только тогда я успел подойти для последнего земного: «Простите, Батюшка!»

Уже после того состоялся разговор с моим Другом-афонитом об Исихазме и об ИИСУСОВОЙ Молитве. Некоторые опытные Афонские отшельники на Каруле ему поведали, что в последние времена Исихазм в целом будет объявлен «ересью»[3]. Они объясняли, что терпение скорбей и болезней в последние времена для верных — и для Священства, и для всех православных мiрян вообще — будет невозможно без постоянной или достаточно регулярной ИИСУСОВОЙ Молитвы. ИИСУСОВА Молитва тогда станет главным средством Спасения! Именно потому антихристианскими мiродержцами и отступниками в рясах ИИСУСОВА Молитва будет объявлена «ересью».

Надгробное Распятие

Но самое главное, что в тех условиях важнее всего будет ночная ИИСУСОВА Молитва, потому что главные оккультные нападки будут твориться ночью, когда обычные люди спят и духовно беззащитны. В ночной молитве — Сердце Исихазма…

10 Февраля 2019 года

ПРИМЕЧАНИЯ

 

[1] В первой половине девяностых некоторое время я участвовал в таком ежедневном чтении Псалтыри в церковной общине, где состоял членом приходского совета. В случае невозможности по разным обстоятельствам прочитать положенную по очереди кафизму надо было кого-то из участников чтения просить, чтобы за тебя дополнительно к своей кафизме он прочитал и «мою» кафизму. Несколько раз не прочитав так с предупреждением или даже без него, или «задним числом», вынужден был попросить сомолитвенников исключить меня из числа постоянных участников, одно время все же продолжая чтение «параллельно» с основными чтецами, но потом и такая ревность во мне угасла. Хотя однозначно свидетельствую, что такой общинный подвиг в чтении Псалтыри — великое подспорье в жизни и условие духовного возрастания православного христианина. Знаю одного Батюшку, который, ещё будучи мiрянином, вступил на такой путь. Первоначальных совместных чтецов Псалтыри уже осталось трое-четверо, многие из них отошли в мiр иной, и Батя ежесуточно вычитывает за них большую часть кафизм при соучастии совсем немногочисленных духовных соратников.

[2] Мой Друг и коллега Юрий Юрьевич Воробьевский ещё много лет назад стал высказывать очевидную по смыслу, но трудно постижимую на практике формулу, что русские военные и офицеры спецслужб, отгородившиеся от Православия и церковной жизни, не владеющие элементарными приемами духовной брани, не могут в полной мере считаться профессионально пригодными в своём служении России. На нынешней конференции об Исихазме неоднократно звучали свидетельства военных духовников, что за последние годы среди молодых офицеров Вооруженных Сил, МЧС, ФСБ и МВД неуклонно растет число сторонников неоязычества в форме так называемого родноверия. Чисто агитационно-пропагандистскими приемами такую ситуацию не переломить. Православных офицеров надо не только формально научать церковным обрядам, но и заново учить духовной суворовской науке побеждать, где без сердечной молитвы и служба не служба, а тем более и война без Победы. И тогда они смогут отмаливать своих заблуждающихся сослуживцев.

[3] Попытки хотя бы частным образом «осудить» Исихазм в православной среде предпринимались ещё во второй половине XIX столетия и в Греции, и в России. Так, в одной важной книге, первое издание которой получило цензурное разрешение Святейшего Правительствующего Синода ещё в 1892 году, об Исихазме говорится крайне пренебрежительно. Такая оценка перекочевала и во все последующие издания. Там в главе VII «Краткие сведения о существовавших и существующих расколах, ересях, сектах, новейших рационалистических учениях и проч.» читаем: «Исихасты (т.е. спокойные). Так называлось в Греции в XIV в. монашествующее сословие мистиков, которые отличались самою странною мечтательностью. Они почитали пупок средоточием душевных сил и, следовательно, центром созерцания и думали, что, положив подбородок на грудь и беспрестанно смотря на пуп, можно видеть райский свет и наслаждаться лицезрением небожителей. Это спокойное сосредоточие на одном пункте, отвлекающее мысль от всего внешнего, представлялось необходимым условием восприятия несозданного света. От внутреннего спокойствия (ἡσοχία) приверженцы этого учения и получили свое название. Они преимущественно жили на Афонской горе. На Константинопольском соборе 1341 г. исихасты, покровительствуемые императором Андроником Палеологом Младшим и ревностно защищаемые Григорием Паламой, впоследствии архиепископом Фессалоникийским, одержали верх в прении о существе этого света с Варлаамом, Калабрским монахом (см. 570 стр.). Вздорное мнение исихастов об условиях восприятия несозданного света вскоре само собою предано было забвению» Булгаковъ С.В. НАСТОЛЬНАЯ КНИГА ДЛЯ СВЯЩЕННО-ЦЕРКОВНО-СЛУЖИТЕЛЕЙ: Сборникъ свѣдѣній, касающихся преимущественно практической дѣятельности отечественнаго духовенства. Изданіе третье, исправленное и дополненное. Кіевъ, Типографія Кіево-Печерской Успенской Лавры. 1913. С. 1622.

Конечно, данную карикатурную характеристику в столь солидно и широко распространяемом именно среди российского духовенства официозном справочнике никак нельзя считать официальной духовной позицией Российской Православной Греко-Кафолической Церкви. Исихасты учили во время молитвенного сосредоточения мысленно взирать на сердце, как на центр духовной жизни человека. Карикатурное описание молящегося Исихаста, «созерцающего» свой пупок, принадлежит главному противнику Святителя Григория Паламы в полемике об Исихазме и природе Фаворского света Варлааму Калабрийскому (в мiру Бернардо Массари; ок. 1290 — 1348). Пошлые рассуждения о «пупке» в официальном справочнике для русского православного духовенства свидетельствуют о том, что объявление Исихазма «ересью» в антихристовы времена в сугубо церковной среде загодя готовится достаточно давно.

В многолетней борьбе за догматические истины о Фаворском нетварном свете и за Исихазм как основу православного аскетизма в первой половине XIV столетия победа Святителя Григория Паламы и его сторонников на двух Соборах 1341 года, Соборах 1347 и 1351 годов была одержана потому, что Святитель Григорий в полемике с противниками не просто оперировал Богословской аргументацией и безупречной логикой, но и сам непрерывно подвизался в Умном Делании, то есть отстаивал Божественную Истину в духовной практике. Отступление от Православия в конце концов привело к падению Константинополя в 1453 году.

Миссия хранительницы Исихазма перешла на Русь Преподобного Сергия Радонежского и его учеников, Преподобных Саввы Крыпецкого, Нила Сорского и Иосифа Волоцкого, Максима Грека, Нила Столобенского и Святителя Макария Московского, Преподобных Серафима Саровского и Паисия Величковского, Оптинских Старцев, Святителей Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника… Оскудение же умных делателей и подвижников Исихазма опять ведет к тому, что вновь готовится к торжеству антидогматическая, еретическая ложь.

 

Источник


Комментарии


Заголовок комментария:
Ваш ник:
Ваш e-mail:
Текст комментария:
Введите текст на картинке
обновить текст
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20