Благословение - православное издательство.

Акции

Профилактика коронавируса

Предложения по внесению изменений в текст проекта «Катехизиса Русской Православной Церкви»

1. Характер и статус текста.

 

            Ключевой вопрос, возникший в ходе дискуссии, - это вопрос о характере и статусе текста. Само название «катехизис» предполагает использование текста для научения в вере и благочестии людей, намеренных принять Крещение либо получающих первоначальные христианские знания, будучи крещенными во младенчестве. Совершенно очевидно, что предлагаемый текст для этого непригоден. Он слишком объемен, написан наукообразно-бюрократическим языком, а потому сложен для восприятия людьми, не воспитанными в православной культуре например, иностранцами или лицами с глубоко секулярным сознанием. Еще менее он доступен для восприятия детьми, подростками, да и большинством нынешней молодежи. Известно, что существуют и отчасти реализуются планы составления на основе этого текста кратких версий, адаптированных для наших невоцерковленных современников. Однако непонятно, зачем для подготовки таких изданий  нужен сам исследуемый нами текст. Современные катехизические издания, в том числе вполне востребованные, составлялись и на основе имеющихся источников вероучения, а также катехизисов прежних веков. Причем диалогическая («вопросно-ответная») форма, от которой отказались авторы рассматриваемого нами проекта, видится весьма удобной для восприятия нынешней аудиторией.

            Аналогию изучаемого нами текста можно найти лишь одну это катехизис глаголемой «Католической церкви», изданный Ватиканом в 1992 году. И данный пример следует назвать крайне неудачным. Для катехизации эта книга не используется. Ее реальная задача   «кодификация» вероучения, а главным образом его ревизия, приспособление к нуждам грешного и заблуждающегося «мира сего». Примеры такого «поновления» весьма и весьма многочисленны. При этом в христианстве вероучение в постоянной «кодификации» не нуждается - оно содержится в Писании и Предании и не подлежит изменению. Посему ориентация на «католический» катехизис, если она имеет место, является принципиальной ошибкой.

            Симптоматично, что в ходе общецерковной дискуссии по проекту практически не было слышно отзывов, которые звучали бы как реакция на давно ожидаемый и насущно необходимый для Церкви текст.

            Убеждены: рассматриваемый нами текст не должен получить статуса «обязательного» или «нормообразующего» вероучительного документа, в каковых Православие не нуждается в силу достаточности имеющихся источников вероучения Писания и Предания. Он может, после учета предлагаемых и иных возможных поправок и возражений, быть использован как рабочий материал для катехизаторов и преподавателей закона Божия.

            Следует также иметь в виду, что принятие документа, претендующего на новое описание вероучения, вряд ли должно происходить на уровне одной Поместной Церкви, а не на всеправославном уровне.

 

2. Структура и состав текста.

 

            2.2. Историческая справка о катехизисах, включенная в предисловие, явно не необходима в основном тексте и вполне может стать сопроводительным материалом в случае публикации.

            2.3. В тексте содержится множество сведений, не имеющих никакого катехизического значения и не интересующих лиц, проходящих катехизацию. Особенно это касается церковно-административных предметов, изложенных в §§ 2.2 и 2.3 главы II.

            При этом в тексте ничего не сказано о важнейших нравственных установлениях, касающихся жизни рядового христианина например, о вхождении в храм в период женской нечистоты, ношении женщинами скромной одежды и головного убора, отказе от развращающих развлечений.

            2.4. Возникает вопрос, насколько необходимы именно в катехизисе подробные сведения о богослужении например, о предметах облачения и богослужебных предметах. Практика катехизации показывает, что этим оглашаемые интересуются отнюдь не в первую очередь, а немногие интересующиеся легко могут найти соответствующие сведения в интернете.

            2.5. В проекте много говорится о древних ересях, однако не дается ясной оценки ересям современным, в том числе осужденным Священным Преданием в решениях церковных соборов, имеющих вселенское значение, а также в творениях многих святых. Нет и оценки таких явлений, как псевдорелигиозные секты, колдовство, магия, обращение к нечистой силе. Нет оценки нехристианских религий. Все это вопросы, волнующие современного христианина и часто поднимаемые на катехизических беседах

            Ничего не говорится о важнейших экклезиологических проблемах границах Церкви и понятии ереси. Не определяется отношение Православной Церкви к еретикам, не приводятся мнения о возможности спасения еретиков и свидетельство Священного Писания, что «дела плоти известны; они суть <> ереси <>, поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал 5:1921). Не указано и апостольское увещание: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит 3:1011).

Кроме так называемых инославных христиан, есть множество людей, которые с уважением относятся ко Христу, но не считают Его Богом или искаженно понимают Его Божество (свидетели Иеговы, мормоны, толстовцы и так далее). Желательно указать в Катехизисе, каково отношение Бога и Церкви к таким людям.

Наконец, возможно ли спасение вне канонических границ Православной Церкви? Для многих людей положительный ответ на последний вопрос является причиной ухода из Церкви в различные ереси и расколы. Переставая участвовать в богослужении и таинствах, они нередко оправдывают себя тем, что Церковь якобы не выносит своего суда о тех людях, которые пребывают вне ее спасительной ограды. Нередки случаи ухода новокрещенных из Церкви просто в силу легкомысленного непонимания того, что это ведет к их вечной погибели. Поэтому обращенный к новоначальным христианам катехизис должен содержать предупреждение о том, что «невозможно однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр. 6:46). Необходимо ясно сказать о невозможности спасения для еретиков, ибо таково учение Писания и Предания.

 

3. Общие замечания по терминологии и языку.

 

            3.1. Согласно проекту, в нем «сохранялась преемственность с “Пространным Катехизисом” святителя Филарета, однако имеется и ряд принципиальных отличий не только от него, но и от всех предыдущих Катехизисов» (Предисловие). К сожалению, не объясняется, чем обусловлены эти принципиальные отличия. Если речь идет лишь о пересказе основ веры современным языком, то отличия не могут быть принципиальными. Если же речь идет об изменении основ веры, то такая задача не может быть поставлена даже перед Вселенским Собором, который должен не предлагать нововводное учение, но «последовать святым отцам» (ср. орос IV Вселенского Собора). Итак, в предисловии следует более подробно отразить суть принципиальных отличий от Катехизиса святителя Филарета и обосновать, что они не меняют основ нашей веры.

3.2. При всей важности цитирования творений древних святых, перегруженность текста пространными цитатами (некоторые разделы полностью из таких цитат состоят) вряд ли облегчит восприятие текста нынешними людьми. Задачей катехизиса должно быть научение новоначальных в вере, а не демонстрация авторами уровня своих познаний перед церковным народом. Любую истину можно объяснить просто, понятными любому человеку словами. Странным копированием стилистики «католического» катехизиса выглядит и составление некоторых разделов полностью из текстов Священного Писания, причем иногда они нуждаются в разъяснении нашим современникам.

3.3. Многовековая православная традиция (если не путать с ней временные эксцессы «экуменического» энтузиазма второй половины ХХ века) не предполагала наименования папистов «католиками», а их деятельности «католической». Термин «кафолическая» применим лишь к Православной Церкви. Поэтому в отношении глаголемых «католиков» данное наименование, как и наименование «Католическая церковь», следовало бы употреблять в кавычках.

3.4. В § 1.1 II части при характеристиках членов Церкви следует говорить об истинно верующих во Христа, а не просто о верующих в Него.

3.5.  Многие вероучительные утверждения предваряются специальными оборотами: “Церковь верит, что”, “согласно церковному учению” и так далее. По всему тексту не меньше сотни подобных оборотов. Однако речь идет о положениях веры как об объективной истине, касающейся всех и каждого. Для православного христианина учение Церкви и истина это синонимы. Так, в § 1.3 I части содержится фраза: «Согласно христианскому вероучению, человек нуждается в спасении» (с. 12). Однако человек нуждается во спасении в любом случае, и подобного утверждения, обращенного к инаковерующим и неверующим, не надо стесняться. Там же содержится другая фраза: «Церковь верит, что для спасения человека необходимо принятие Откровения». Без первых трех слов эта фраза могла бы прозвучать некомфортно для представителей либеральной общественности, как будто мы смеем навязывать им какие-то условия для спасения. Однако данная истина безусловна и должна провозглашаться в качестве таковой.

 

4. Наиболее принципиальные возражения.

 

            4.1. В тексте делается попытка лишить Священное Предание статуса Откровения Божия, а также редуцировать его состав до творений «отцов и учителей Церкви». В то же время хорошо известно, что и Писание возникло как часть Предания, которое само по себе было изначально Божиим откровением; является оно таковым и сейчас. Редукция Предания до творений некоторых древних святых является богословским новшеством, за которым стоят попытки выкинуть «за борт» речения и писания большинства прославленных Церковью святых, наследие большинства православных народов, в том числе славянских. Возможно, за всем этим прослеживается скрытое неприятие аскетического и иного наследия многих веков, а также латентная славянофобия. Более того: за описанной тенденцией нельзя не усмотреть духовного элитизма стремления считать способными к подлинному богомыслию лишь людей, привыкших читать крупные и сложные тексты, в то время как Сам Господь посылает разным эпохам и разным социальным группам различные способы передачи Своего Откровения, вплоть до кратких речений старцев и юродивых, а также поступков и жизненных примеров, вошедших в жития святых.

Упомянутая попытка редукции не находит основания в каноническом праве, Писании и самом Предании. Она является идейной конструкцией, придуманной и взятой на вооружение теологами-модернистами ХХ века. Православный же взгляд на рассматриваемый вопрос всегда был таким: любые деяния общепризнанных Соборов, любые творения святых, вне зависимости от видов святости, а также все канонические правила и богослужебные тексты составляют Священное Предание, часть Откровения Божия. Исключением являются лишь мнения, осужденные церковными Соборами или многократно большим числом святых.

            Поэтому заглавие § 2.1 главы I следует определить как «Откровение Божие», а в абзаце 5 следует говорить о творениях святых вообще, а не только «отцов и учителей Церкви». Далее в тексте этого параграфа нужно ясно сказать, что Откровением Божиим являются и Писание, и Предание.

            О творениях всех святых следует сказать и в  § 2.5 той же главы в разделе, начинающемся словами «В состав Священного Предания входят…». Два последних абзаца этого раздела предлагается заменить на следующий: «В творениях святых для современного христианина актуально все, что касается вопросов веры и нравственности, за исключением мнений, осужденных церковными Соборами или не соответствующих мнению многократного большинства святых (consensus partum). В случае расхождений между мнениями святых по недогматическим вопросам следует иметь в виду, что в разные эпохи Господь может напоминать людям разные аспекты Своего единого Откровения, причем по сути эти аспекты одинаково истинны (так, в некоторых случаях правильным было воздержание от смертной казни, в других ее применение, о чем говорили разные святые). Некоторые суждения святых по вопросам, не относящимся к вере и нравственности (например, об устройстве природы) могли зависеть от объема человеческих познаний и потому ныне считаются устаревшими». Однако вероучительные и этические суждения святых обязательны для приятия и исполнения христианами вне зависимости от эпохи и обстоятельств жизни, ибо эти суждения суть голос неизменного Бога».

            Особое возражение в нынешнем тексте этого раздела вызывают слова: «В святоотеческих писаниях следует отличать то, что говорилось их авторами от лица Церкви и что выражает общецерковное учение, от частных богословских мнений». Никакой практики разделения слов святых на «говоримое от имени Церкви» и все остальное не существовало ни в древности, ни в недавние века. Голос святых и есть голос Церкви.

            В крайне редких случаях святые говорили «от лица всей Церкви». Иногда, будучи предстоятелями поместных Церквей, они излагали веру своей Церкви, как святитель Лев Великий в своем Томосе. Однако гораздо чаще святые высказывали свое учение как православное, но не ссылались на свои правомочия говорить «от лица Церкви». Более того, входящее в Предание Церкви их богословское и нравственное учение формально и не могло быть высказано «от лица Церкви», потому что многие из них не были облечены святительским саном. Неужели из-за этого «Точное изложение православной веры» преподобного монаха Иоанна Дамаскина перестало быть авторитетным и не отражает веру всей Церкви, а творения преподобного монаха Максима Исповедника и мученика Иустина Философа являются лишь их частным богословским мнением? Несомненно, косвенное заимствование католического принципа ex cathedra недопустимо для православного богословия.

            Следует сделать в тексте дополнение: «К Священному Писанию неотъемлемо относятся творения и речения святых, прославивших Господа своей жизнью в разные эпохи и в разных народах. Их мысли, высказанные в самых разных формах от пространных богословских работ до проповедей, пастырских наставлений, писем, афористичных изречений, а также их деяния, запечатленные в житиях, вошли в сокровищницу православного Предания, повлияли и доныне влияют на воспитание христиан в отеческой вере».

            В том же параграфе на непонятных основаниях утверждается: «Вероучительные сочинения XVIIXIX веков, иногда называемые «символическими книгами», обладают авторитетом в той мере, в какой они соответствуют учению святых отцов и учителей Древней Церкви»Мы вновь сталкиваемся с недоверием к боговдохновенному Преданию, возникшему после определенной эпохи в разных народах. Никогда в Православной Церкви критерием правильности мнений святого отца не называлось соответствие его взглядов учению отцов Древней Церкви, потому что святой любой эпохи лично знал Бога, а «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр 13:8).

В данном разделе следует сказать о безусловном авторитете перечисленных символических книг, за исключением положений, соборно отвергнутых Церковью, - тем более что ниже в тексте говорится, что соработничество Духа Святого и Церкви «не ограничивается какой-либо конкретной эпохой или каким-либо конкретным местом».

            4.2. § 7.4 главы I содержит антиевангельскую, противоречащую истинному христианству доктрину «сотериологического агностицизма» - учение о том, что мы якобы не знаем, войдут ли в Царство Божие инаковерующие и неверующие. Однако Господь в Писании и Предании предельно ясно открыл нам это. Упомянутое учение обессмысливает и веру, и проповедь Церкви. Истоком его видится греховное намерение угождать «миру сему», избегать обличения зловерия и неверия ради бесконфликтного сосуществования с их представителями, особенно облеченными властью и силой. Этим погубляются души людей.

            В связи с этим в конце первого раздела § 7.4 предлагается сделать следующую вставку: «Господь будет судить о вечной участи людей и по их вере. Он сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк 16:16); «Вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших» (Ин 8:24); «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин 3:5). Святой Иоанн Креститель говорит о вечной участи людей так: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин 3:36). В Откровении святого Иоанна Богослова читаем: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою» (Откр 21:8).

            Последний абзац третьего раздела § 7.4 предлагается сформулировать следующим образом: «Суд начнется с христиан, ибо, по словам апостола Петра, «время начаться суду с дома Божия» (1Пет 4:17). Никто из не веровавших при земной жизни во Христа как Богочеловека не войдет в Его Вечное Царство, однако тяжесть их участи будет зависеть от совершения ими нравственных поступков, стремление к которым заложено Богом в человеческую природу».

Изложенное в нынешнем проекте мнение о том, что «нехристиане, согласно апостолу Павлу, будут судимы по закону совести», не согласуется с апостольским учением, ибо в приведенном месте апостол пишет: «Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся» (Рим 2:12). Слова апостола «оправданы будут» (Рим 2:13) не относятся к не исполняющим именно Богооткровенный закон, потому что таковые в любом случае «вне закона погибнут».

4.3. В § 7.1 говорится: «Души умерших пребывают в ожидании Всеобщего суда». Справедливо процитирован синаксарь, где утверждается, что до Страшного суда души праведников и грешников пребывают отдельно, причем первые в радости упования, а вторые в печали от ожидания наказания. Однако следует более ясно отразить православное учение о посмертном суде и мытарствах, а также о мучениях грешников до Страшного суда. Учение о суде после смерти, зафиксированное в Евр. 9:27 является одним из важных доводов в борьбе с широко распространенной, даже среди формально верующих людей, доктриной реинкарнации.

Этот важный вопрос однозначно решен в Катехизисе святителя Филарета: «Вопрос: В каком состоянии находятся души умерших до всеобщего воскресения? Ответ: Души праведных во свете, покое и предначатии вечного блаженства; а души грешных в противоположном сему состоянии» (толкование на 11 член Символа веры).

Составители проекта по неясной причине не изложили столь важное учение. Хотя в разделе о заупокойных чинопоследованиях через 130 страниц говорится, что «благодаря молитвам Церкви посмертная участь умерших может быть изменена», но какая это может быть участь и, следовательно, каков смысл заупокойной молитвы, ясно не сказано.

            4.4. В примечании ко второму разделу § 2.1 главы II утверждается: «С течением времени, соответственно условиям меняющихся реалий жизни Церкви и ее отношений с внешним миром, некоторые канонические установления могут изменяться, корректироваться в новых канонических документах Церкви». Данное суждение противоречит решениям Вселенских Соборов, не подлежащим отмене или изменению, а потому неправославно и должно быть из текста исключено.

            4.5. В тексте ничего не говорится о наказании Божием, как будто Писание и Предание о нем не учат. В конце § 3.4 I части представляется уместным вставить следующий раздел:

«Наказание Божие.

За различные прегрешения и зловерие Господь может наказывать человека и даже целые народы. Об этом многократно говорится в Писании и Предании. Причем такое наказание, даже если оно посылается Богом в виде смертоносных бедствий, не является злом, потому что служит ко вразумлению и назиданию людей пусть даже малого их числа. Подобные наказанияпосылаемые Богом, описаны те только в Ветхом Завете, но и в Апокалиписе. Наказание Божие есть проявление любви, ибо «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр 12:6)»».

 

 

5. Конкретные замечания и предложения по тексту.

 

            Часть I.

            5.1. Предлагается исключить § 1.1 как приравнивающий истинную христианскую веру, которая дается человеку не без действия Божия, к современному понятию «доверие», используемому обычно в нехристианских умопостроениях и описываемому в тексте в категориях межчеловеческих отношений, не предполагающих Божия присутствия (см. также § 1.2).

            5.2. Предлагается исключить в § 1.2 фразу «Такое познание является частью религиозного знания», поскольку познание мира и человека вовсе не обязательно является частью религиозного знания, а в большинстве случаев в нынешнем мире не имеет к нему никакого отношения. Возможно, стоит сказать, что упомянутое познание может быть частью религиозного знания.

            5.3. Непонятно, почему в § 1.2 утверждается: «Религиозная вера складывается из веры в Бога, передающейся от поколения к поколению через религиозную традицию, и веры Богу, открывающемуся человеку лично». И вера в Бога, и вера Богу могут возникать как при передаче от других людей, так и при общении с Ним например, в молитве.

            5.4. В § 1.2 читаем: «Позднее апостолам наследовали те, кого Церковь именует «святыми отцами»: они жили и совершали свое служение в разные эпохи и в разных странах, но их наследие остается авторитетным для Церкви во все времена». Следует заменить слова «святыми отцами» на «святыми», поскольку системное выделение «отцов» из числа прочих святых по уровню авторитета является новшеством, направленным на устранение значительной части Священного Предания из числа источников вероучения.

            5.5. § 1.4 главы содержит модернистское заблуждение о том, что христианская вера якобы никому не может быть навязана силой. По преимуществу именно благодаря применению силы государства, в том числе со стороны святых правителей и при полной поддержке Церкви, стали христианскими народы мира. Предлагаются следующие формулировки: «Христианская вера никому не может быть навязана помимо его воли. <>

[Новый абзац 2] Свобода не абсолютна. Христианство не приемлет грубого, особенно физического принуждения человека к принятию веры или к отказу от расходящихся с ней убеждений, в том числе нерелигиозных. Однако из Священного Писания и Предания Церкви известно, что Бог через Свое прямое действие или через действие верующих в Него нередко побуждает людей к принятию истинной веры, защищает ее от попыток ее истребить или размыть. Достоин уважения равный апостольскому подвиг правителей, которые, проявляя волю, решительно побудили свои народы принять христианство. Он был мощным фактором, сформировавшим народный выбор, в том числе в условиях, когда некоторые люди первоначально противились решениям государей-просветителей. Таким образом, христианское понимание свободы не исключает властного Божия действия, решительно побуждающего людей к вере, и такого же действия христиан, включая людей, облеченных властью».

            5.6. В § 2.3 вряд ли необходима справка о расхождениях в каноне Священного Писания между Поместными Церквами и «христианскими конфессиями», а в § 2.4 историческая справка о переводах Библии.

            5.7.  Второй абзац § 2.5 предлагается дополнить словами: «Догматическим также признается учение о Церкви, включая ее единственность, всеобщность (соборность), святость».

            5.8. В перечень имеющих особый авторитет Поместных Соборов следует включить, помимо перечисленных, те, которые были признаны имеющими «вселенский авторитет» даже Критским собранием 2016 года, поскольку на этих Соборах были осуждены новейшие ереси.

            5.9. В § 3.2 после слов «До Христа и вне Христа познание Бога неполно, хотя и возможно отчасти», следует вставить: «Для вхождения в Царство Божие такого познания недостаточно. Это касается и познания Бога через созданный Им мир, о чем речь пойдет далее».

            5.10. В § 3.3 подробное перечисление имен Божиих вряд ли необходимо в тексте катехизиса желающие смогут ознакомиться с предметом в соответствующей литературе.

5.11. Раздел 4 § 3.4 не упоминает о свободе человека и оставляет впечатление, что Бог всегда и непременно властвует над людьми (хотя иногда это и происходит).

            5.12. В конце § 3.5 следует сказать о неправильности не только древних ересей, но и современных учений, отрицающих Троичность Бога иудаизма, ислама, иеговизма.

            5.13. В конце § 3.6 говорится: «Любовь состоит во взаимной открытости и взаимопроникновении Лиц, или Ипостасей, Святой Троицы». Слово «открытость» здесь видится чуждым, навеянным светскими мировоззрениями и культурами.

            5.14. В § 4.2 отдается ничем не оправдываемое предпочтение мнению о том, что «дни творения» были не обычными сутками, а некими длительными периодами. Однако противоположное мнение является более традиционным для православного миропонимания; этого мнения придерживались многие святые. Для катехизиса представляется правильным отдавать предпочтение именно ему, а не заискивать перед «теорией эволюции», имеющей все меньше сторонников даже среди ученых, в отличие от идеологов безбожия. Во всем данном параграфе, включая заглавие и подзаголовки, следует убрать кавычки при словах «дни», «дни творения», а также сделать в конце раздела 2 следующую вставку: «Многие святые считали дни творения обычными календарными сутками; впрочем, существует и мнение о том, что это были длительные периоды времени, а наименование «день» в данном случае условно».

            5.16. Раздел 7 того же параграфа должен быть исключен, так как многие теории, именуемые научными, созданы специально для «опровержения» описанного в Шестодневе факта творения Богом мира, а потому противоречие между этими теориями и христианским миропониманием налицо. Христиане обязаны аргументированно спорить с этими теориями с научных или мировоззренческо-богословских позиций.

            5.17. В § 4.3 говорится: Диавол пытался искушать даже Самого Христа, однако Спаситель преодолел все искушения». Следует заменить слово «преодолел» на слово «отверг». Преодолевание подразумевает активный процесс, внутреннюю борьбу с искушением, чего не было во Христе, по свидетельству святых отцов.

            5.18. В конце второго абзаца § 5.2 предлагается сделать вставку: «Дарование человеку образа Божия отличает его от всех других творений; оно совершилось прямым и особым действием Бога, несопоставимым с каким-либо еще творческим актом или иным процессом, происходящим в живой природе. Посему христианин не может считать, что личностная составляющая человеческой природы, включая его душу и разум, возникла «сама собой» или развилась из животного мира».

            5.19. В разделе 3 того же параграфа необходимо сказать как об онтологическом достоинстве человека, связанном с образом Божиим, так и о достоинстве и недостоинстве нравственном, в духе «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека». Приравнивание достоинства только к категории онтологической является ошибочным следованием «инославной» мысли, приспосабливающейся к нехристианским и антихристианским мировоззренческим и политическим доктринам.

            5.20. В последнем абзаце § 5.5 говорится: «Преодоление последствий грехопадения для человечества и всего тварного мира совершает Богочеловек Иисус Христос второй Адам». Здесь воспроизводится известное спорное мнение о том, что плоды боговоплощения и Искупления наследуются всеми людьми, хотя согласно евангельскому учению речь может идти только о христианах. Следует сказать, что только человек, исповедующий истинную веру во Христа, получает полную свободу от последствий грехопадения.

            5.21. В третьем разделе § 6.1 читаем: «Пришествие в мир Спасителя стало возможным благодаря согласию Девы Марии стать Матерью грядущего Мессии». Однако по учению святых отцов Боговоплощение было замыслено еще до создания мира, оно не могло зависеть от решения одной девушки. Ничего подобного нет ни в одном из предыдущих катехизисов. Предлагается следующая формулировка: «Пришествие в мир Спасителя совершилось через Деву Марию».

            5.22. Во втором разделе § 6.3 содержатся слова, которые могут быть истолкованы в пользу учения о «всеобщем спасении» якобы на основе древних утверждений о том, что искупление касается всего человечества. Оно действительно дает всем людям возможность спасения, но только при условии веры во Христа. Данные слова следует изложить так: «Сын Божий, воплотившись, сделался Вторым Адамом, Главой обновленного человечества то есть людей, принявших Его. Адам был родоначальником всего человечества, но после грехопадения все его потомки составили человечество падшее. Христос же стал Главой искупленного и спасенного Им человечества Вторым Адамом. Впрочем, к этому человечеству, открытому для всех, относятся только истинно верующие во Христа». Поэтому же фраза в первом разделе § 6.5 об «искупительном смысле смерти Христа на Кресте для всего человечества» должна звучать так: «об искупительном смысле смерти Христа на Кресте для людей, принявших Его как Искупителя». Третий раздел § 6.5 можно исключить без ущерба для содержания текста. Пятый раздел § 6.5 следует изложить так: «Искупительный подвиг Господа Иисуса Христа имеет отношение к  человечеству и к каждому отдельному человеку, если они принимают Его. Перефразируя апостола Павла (1Кор 9:22), Григорий Богослов говорит о том, что Христос стал «всем для всех, чтобы спасти всех». Принесенная Им Жертва очищает не малую часть вселенной и не на малое время, но открывает возможность вечного спасения всему миру. Христос как Второй Адам искупил грехи всего человечества, что дает истинно верующим в Него возможность воспользоваться плодами искупления через покаяние и даруемое в Его Церкви прощение».

             

 

            Часть II.

            5.23. В § 1.3 излагается сомнительное представление о великомучениках как святых, перенесших особые страдания. На самом деле исторически это наименование применялось к мученикам, занимавшим в обществе особое положение полководцам, видным воинам, людям знатного происхождения. Здесь же великая княгиня Елисавета Федоровна причислена  к страстотерпцам, хотя она канонизирована как преподобномученица.

            5.24. В шестом разделе § 2.2 утверждается: «Священнослужители не могут занимать должность в светских властных структурах, а также заниматься политической деятельностью». Данная фраза является расширительным толкованием нормы «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», где говорится не о «политической деятельности», общепринятого определения которой не существует, а о занятии выборных должностей в органах власти и о членстве в политических партиях. Поэтому более корректной видится такая фраза: «Священнослужители не могут занимать должности, в том числе выборные, в парламентах и иных светских властных структурах, а также входить в политические партии и вести предвыборную агитацию».

            5.25. Во втором разделе § 3.1 по отношению к современным иконостасам не вполне корректно применяется древний термин «алтарная преграда». Следует его применять лишь к описанию древних преград, существовавших до формирования иконостасов.

            5.26. В первом разделе § 3.4 следует указать на необходимость в храме и вообще во время молитвы мужчинам снимать головные уборы, а женщинам голову покрывать, согласно указанию Священного Писания: «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову» (1 Кор. 11, 4-5).  Также следует сказать о недопустимости для женщин входить в храм в периоды нечистоты.

            5.27. В третьем разделе § 4.2 говорится: «Нижний ряд икон (под деисусом) называется местным (здесь размещена особо почитаемая в храме икона)». Очень часто наиболее почитаемая икона находится вне иконостаса; вообще более правильно сказать в скобках: «здесь, в частности, размещается изображение праздника, иконы Божией Матери или святого, в честь которых освящен данный храм или придел».

            5.28. В четвертом разделе того же параграфа следует заменить слово «фрески» словом «росписи», поскольку далеко не всякая роспись выполнена в технике фрески.

            5.29. В § 4.3 следует исключить следующий абзац: «Почитая Крест Христов и поклоняясь ему, христиане как и в случае почитания икон, обращаются не собственно ко Кресту, а к распятому на нем Богочеловеку, испрашивая спасительной благодати совершенного Господом Иисусом Христом Искупления». Многие церковные молитвы обращены именно ко Кресту, который таинственным образом имеет самостоятельную чудодейственную силу.

            5.30. В § 4.4 говорится о нескольких днях предпразднства и попразднства двунадесятых праздников, хотя предпразднство чаще всего составляет один день; может длиться один день и попразднство.

            5.31. В том же «параграфе» о Рождестве Богородицы говорится, что «именно это событие сделало возможным Боговоплощение и спасение». В свете сказанного здесь в 5.21 весьма сомнительно, чтобы спасение было невозможно без рождения одного человека и вне зависимости от его дальнейшего жизненного пути. Изложенное учение представляется отзвуком «католических» мнений о непорочном рождении Девы Марии и Ее «изначальных» отличиях от обычной человеческой природы.

            5.32. В том же «параграфе» перевод известной стихиры включает такие слова: «Будем поститься постом приятным, благоугодным Господу». Более корректным и отвечающим смыслу песнопения видится такой перевод: «Будем поститься постом приятным Господу, благоугодным Ему».

            5.33. В том же «параграфе» в связи со Словом огласительным на Пасху святого Иоанна Златоуста употребляются слова «всепрощающий смысл праздника». На самом деле описываемое святым прощение грехов не имеет никакого отношения к нехристианам. Слово же «всепрощение» в связи с этим имеет нехристианский характер и должно быть исключено как являющееся отголоском теории «всеобщего спасения».

            5.34. Здесь же является устаревшей формула «Неделя всех святых, в земле Российской просиявших».

            5.35. В § 6.3 полезно сказать, какие именно части тела помазуются святым миром, и рассказать, что через это освящаются ум, чувства, поступки и жизненные пути человека. Символика Миропомазания интересует значительное число людей, проходящих предкрещальную катехизацию.

            5.36. В примечании 723 к § 6.4 упоминается «литургия апостола Иакова», уставного указания или соборного решения о совершении которой не существует.

            5.37. В конце § 6.5 говорится: «Божественная литургия продолжается по обычному чину, а новорукоположенный ставленник занимает место после старших по хиротонии собратьев». Согласно существующей традиции, новорукоположенный занимает место рядом с первенствующим пресвитером; впрочем, не совсем ясно, зачем вообще в катехизисе данные подробности достаточно заключить предложение словами «по обычному чину».

            5.38. В § 6.5 стоит быть последовательными и включить слова «или связывать» в следующую фразу, после пятого слова: «Благодаря апостольскому преемству дар разрешать грехи действием Святого Духа подается в таинстве Священства каждому епископу и священнику».

            5.39. В § 6.8 первые два предложения следует дать в следующей редакции:

"В таинстве Брака, совершаемого в Церкви, Бог благословляет супружеский союз мужчины и женщины, сочетая их в единую плоть.

     Если брак заключается между православными христианами сознательно и добровольно и соответствует нормам христианской морали и церковного права, то епископ или пресвитер совершает над ними чинопоследование таинство Брака."

            Последние четыре абзаца этого параграфа, излагают новое церковное учение о допустимости венчания второбрачных и троебрачных со ссылкой (806) на положения Части IV. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Х. 3. (стр. 301), устанавливая в качестве убедительных причин для этого "церковный развод" по множеству неканоничных причин, и даже для "виновной" в прелюбодеянии стороны после выполнения епитимии, а также и для жены, которая по писанию "связана законом, доколе муж её" (1 Кор. 7:39), и "кто женится на разведенной, тот прелюбодействует" (Мф 5:32). Следует напомнить, чем является возложение брачных венцов над прелюбодеями с призыванием Святого Духа сойти на скверну: "Какое оскорбление Святого Духа нужно полагать здесь при таком богохульстве и заодно огорчение святых Ангелов при таком злословии? ... Но да не будет!", это злодеяние священника наказывается извержением из сана (22 Послание Преподобного Феодора Студита, К Симеону, монаху).

       Кроме того, вызывает недоумение попытка авторов Катехизиса в последнем абзаце этого параграфа ввести невиданное ранее понятие для обнуления количества ранее заключённых церковных браков архиереем: "если предыдущие браки были заключены до сознательного прихода в Церковь". Но законным браком могли сочетаться в Церкви только принявшие крещение, пусть даже в детском "несознательном" возрасте. Поэтому количество законных браков обнулить невозможно ни человеку, ни ангелу. Понятие "сознательный приход в Церковь" не может заменить крещение, которое мы исповедуем в Символе веры единым во оставление грехов.

       Указанные выше четыре абзаца следует заменить на следующий текст:

"Согласно учению Православной Церкви, брак, совершенный «в Господе», является единственным и вечным.

     В то же время для вдовствующих мирян Церковь прощает вступление во второй брак, не поднимая над ними венцы, но налагаю епитимию: "...Второбрачных отлучают на год, а другие на два, троебрачных же на три, а часто и на четыре года, и нарицают таковый союз уже не браком, но многоженством, или паче наказанным блудом. Посему и Господь самаряныне, пременив пять мужей, глаголет: егоже ныне имаши, несть ти муж (Ин.4,18), показывая тем, яко преступившие предел второбрачия, уже не достойны нарицатися именами мужа и жены. Мы же не от правила, но от последования предшественников, прияли обычай, троебрачных отлучать на пять лет..." (4 правило святителя Василия Великого).

      При этом установлено "Пресвитеру на браке двоеженца не пиршествовати. Понеже двоеженец имеет нужду в покаянии. Какой же был бы пресвитер, который чрез участвование в пиршестве одобрял бы такие браки" (7 Правило Неокесарийского Собора).

    "На троебрачие нет закона: посему третий брак не составляется по закону. На таковыя дела взираем, как на нечистоты в церкви: но всенародному осуждению оных не подвергаем, как лучшыя, нежели распутное любодеяние" (50 правило святителя Василия Великого)."

            5.40. В § 6.9 описание монашеских чинов в значительной степени повторяет аналогичное описание, которое дается в § 2.2 раздела I.

            5.41. В § 6.11 видится ничем не оправданным «стыдливое» умолчание об освящении, наряду с другими предметами, воинских оружий и знамен. Здесь же в третьем разделе, предлагается следующая редакция: «Чины благословения воинского оружия и армейских знамен предполагают их употребление для защиты страны и ее граждан от внешних врагов и других угроз, а также, согласно богослужебному тексту, «к защищению и заступлению истины Христовы»». Саму эту фразу стоит перенести выше, выделить в отдельный абзац и дать обычным шрифтом, чтобы освящение оружий и знамен не ассоциировалось с предметами, которые освящать нельзя.

 

            Часть III.

            5.42. В конце пятого раздела § 1.1 следует сделать вставку: «В то же время естественный нравственный закон нельзя идеализировать. Он не поддается «кодификации», подобно писаным законам. Следует помнить, что греховные обычаи породили в целых народах и цивилизациях привычку ко грехам, которые стали восприниматься как якобы «естественные». Поэтому естественный нравственный закон не может быть назван достаточным для нравственной жизни человека. Тем более он недостаточен для достижения вечного блаженства».

            5.43. В конце § 1.2 предлагается сделать следующую вставку: «Исполнение христианского нравственного закона, имеющего высочайший уровень строгости достаточно упомянуть Нагорную проповедь, - недостижимо только человеческими силами. О спасении, являющемся вершиной нравственного идеала, Сам Господь говорит: «Человеку это невозможно, Богу же все возможно» (Мф 19:26). Поэтому необходимым средством достижения нравственного совершенства является благодать Божия, подаваемая в таинствах истинной Церкви. Без этой благодати, по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), «величайшие добродетели падшего естества нисходят в ад».

            5.44. В седьмом разделе § 1.3 после четвертого абзаца следует добавить: «Правоохранители имеют право прекращать жизнь преступника, если его действия угрожают жизни, здоровью и безопасности других, нарушая государственный закон. Также не считается греховным убиение палачом приговоренного к смерти по правосудному приговору в странах, где существует смертная казнь».

5.45. В шестом разделе § 2.1 заглавие следует сделать более определенным и четким, сформулировав его так: «Путь греха ведет человека к вечной смерти, но Господь Иисус Христос спасает от нее верующих в Него».

5.46. В перечень грехов против Бога в первом разделе § 2.1 следует добавить грех  ереси.

5.47. В § 2.4 ничего не говорится о грехе противоестественных половых отношений между супругами.

            5.48. В седьмом разделе § 3.3 повторяется перечисление постов, приведенное ранее. Если читатель ознакомился с предыдущими разделами, у него не должно возникнуть вопроса о том, какие посты существуют в Церкви. Вообще приводимые в этом «параграфе» рассуждения о посте во многом дублируют ранее представленное в проекте. Разделы 9-11 этого «параграфа» практически полностью повторяют ранее изложенное.

            5.49. В § 4.2, в примечании 977 говорится о разделении Псалтири на кафизмы практически в тех же формулировках, что уже встречались ранее. Похоже, авторы проекта воспринимают его как справочное издание, не предполагающее последовательного чтения целиком.

            5.50. В том же «параграфе» явно не хватает подробного описания утренних и вечерних молитв с раскрытием их основных смыслов. Это гораздо полезнее для катехизируемых лиц и новоначальных христиан, чем, например, знание подробностей административного церковного устройства или деталей облачений духовенства.

            5.51. Вообще в этой главе, в принципе написанной очень правильным церковным языком, содержится много положений, встречающихся ранее в тексте. Создается впечатление, что она составлялась словно бы отдельно.

 

            5.52. В тексте есть несколько опечаток и пунктуационных  ошибок.

 

6. О включенных в проект ранее принятых документах.

 

            6.1. Возникает серьезный вопрос о целесообразности включения в проект «Основных принципов отношения Русской Православной Церкви к инославию» как документа, определенно устаревшего и нуждающегося в переосмыслении.

За последние годы в так называемых инославных конфессиях все сильнее складывается реальность, противоречащая Евангелию Христову, Священному Преданию Церкви, основам христианской нравственности. Так, в «Католической церкви» торжествует крайний модернизм, выражающийся, например, в одобрительных контактах с лицами, практикующими откровенный грех, без призыва этих лиц к покаянию. В протестантской среде радикальный «теологический» модернизм нередко сопровождается кощунственным «благословением» так называемых однополых браков, рукоположением открытых содомитов или лиц, якобы «изменивших пол». Подобные явления не позволяют считать христианами лиц, допускающих их или даже считающих их возможными. Такие лица могут быть лишь объектами обличения и миссии.

 

6.2. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви содержится  новое учение о допустимости "расторжению брачного союза, освященного Церковью", второго и третьего брака для "виновной стороны" и брака с «инославными».

Сегодня у Русской Православной Церкви, живущей в нестесненных общественных условиях, нет никаких оправданий для продолжающегося отхода от строгого евангельского и канонического взгляда на церковный брак, от которого фактически отошли на Соборе 1917-1918 годов. Господом и Спасителем ясно сказано: "Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет. Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует." (Лк. 16:17-18), «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6), и мы научены Апостолом Павлом: "Жена связана законом, доколе муж её" (1 Кор. 7:39).

            Церковь не может благословлять или одобрять грех, сопровождать его своими установлениями или ритуалами. Приведенные тексты катехизиса о расторжении брака (стр.301) не соответствуют Священному Писанию и канонам Церкви и даны без ссылок на соответствующие каноны. Следует полностью удалить из Катехизиса и церковной практики развод, равнозначный предательству своего самого ближнего (одной плоти), по причине болезни или физических недостатков одного из супругов, впадения в тяжкий грех, отсутствия, утраты имения и других житейских испытаний, в том числе со вступлением одной из сторон в зарегистрированное прелюбодеяние, недопустимо именуемое "новым" браком. Совсем уже вольное предписание встречается в следующем утверждении нового Катехизиса: "Впрочем, если распад брака является свершившимся фактом особенно при раздельном проживании супругов, а восстановление семьи не признается возможным, по пастырскому снисхождению также допускается церковный развод". Это утверждение устанавливает ничем не ограниченное число поводов к разрушению "малой церкви".

     О недопустимых причинах оставления женой мужа ясно изложено в 9 Правиле Василия Великого: "...Ибо аще потому, яко биема была, и не стерпела ударов: то подобало паче претерпети, нежели разлучатися с сожителем; аще потому, яко не стерпела утраты имения, и сей предлог не достоин уважения. Аще же и потому, яко муж ея живет в блуде, наблюдения сего не имеем в церковном обычае, но и от невернаго мужа не повелено разлучатися жене, а пребывати с ним, по неизвестности, что последует. Что бо веси жено, аще мужа спасеши? (1Кор.7,16)...". Мужу непозволительно оставлять свою жену, даже в таких обстоятельствах: "Аще у кого жена одержима злым духом до того, яко и оковы носит" (Канонический ответ святейшаго Тимофея епископа Александрийскаго, на Вопрос 15), и даже смотреть на иных жен с вожделением (Мф. 5:28).

     

     Сочетание в одну плоть мужа и жены есть Таинство, в которое нужно верить просто, по детски, как учит Православная Церковь, оно не может быть объяснено рационально. Но для новоначальных, для которых и предназначен Катехизис, можно привести ряд примеров, поясняющих, что в Православной Церкви нет понятия развода, понимаемого как "расторжение брачного союза", то есть Таинства, когда Бог сам сочетает двоих в одну плоть, не существует соответствующего чинопоследования расторжения брака. Слово "разводится" является русским переводом церковнославянского слова "отпускает", но в современном лексиконе по аналогии с мирскими обычаями и законами, слово "развод" стало ложно пониматься как  прекращение Таинства брака. Даже когда муж изгоняет из дома жену, согласно 87 Правилу 6 Вселенского Собора, после этого "разведённая", "пущеница", "изгнанная", как её не называй, остаётся женой даже изгнавшего её за прелюбодеяние мужа до его смерти, а он, следовательно, остаётся её мужем, что ещё раз вбивает гвоздь в басни о разводах и прекращении брака, как об этом убедительно в своём толковании на Евангелие Мф. 5:32: "Аз же глаголю вам, яко всяк отпущаяй жену свою, разве словесе любодейного, творит ю прелюбодействовати: и иже пущеницу поймет, прелюбодействует" пишет Иоанн Златоуст: "Не говори мне, что тот изгнал жену, потому что она и изгнанная, все-таки, остается женою изгнавшего. Далее, чтобы, возложив всю вину на изгоняющего, не сделать чрез то жену более наглою, Христос заключил для нее двери ко вступлению в брак с другим, говоря: “Кто женится на разведенной, тот прелюбодействует”. Устраняя, таким образом, для отпущенной жены всякую возможность вступления в брак с другим мужем, Христос заставляет ее, хотя бы против желания, быть целомудренною..."

     Одна плоть не может быть расторгнута даже после прелюбодеяния одной стороны, ибо иначе были бы не нужны и все правила о кровосмесительных браках, и после прелюбодеяния мужу можно было бы жениться на тёще или сёстрах, что есть беззаконие, как хорошо изъяснил Святитель Василий Великий в 87 Правиле Послания к Диодору епископу Тарскому. Иоанн Креститель уже после прелюбодеяния Иродиады, назвал её всё же женой Филиппа, обличая Ирода, брата его, и это обличает тех, кто считает, что прелюбодеяние уничтожает связь между мужем и женой, разрывает одну плоть. После факта прелюбодеяния Иродиада не стала свободной от мужа Филиппа и не добилась своего. Кто же осмелится говорить о расторжении новозаветных брачных союзов, созданных по образу Христа и Церкви (Еф. 5:32), которые и врата адовы не одолеют?

 

     В Катехизисе указывается: "Развод осуждается Церковью как грех ... К сожалению, иногда по причине греховного несовершенства супруги могут оказаться неспособными сохранить дар благодати, воспринятой ими в Таинстве Брака, и уберечь единство семьи. Желая спасения грешников, Церковь дает им возможность исправления и готова после покаяния вновь допустить их к Таинствам."

   "...Вообще же истинное врачевание есть удаление от греха..." (3 Правило Василия Великого), поэтому в этот текст следует внести уточнение: "Церковь дает им возможность исправления и готова после покаяния и соединения семьи вновь допустить их к Таинствам."

 

Излагаемая в Катехизисе (стр.300) историческая практика браков с «инославными» не соответствует 72-му правилу VI Вселенского Собора:

   "Недостоит мужу православному с женою еретическою браком совокуплятися, ни православной жене с мужем еретиком сочетаватися. Аще же усмотрено будет нечто таковое, соделанное кем либо: брак почитати не твердым, и незаконное сожитие расторгати. Ибо не подобает смешивати несмешаемое, ниже совокупляти с овцею волка, и с частью Христовою жребий грешников. Аще же кто постановленное нами преступит: да будет отлучен».

     Хороший пример точному следованию 72 Правилу Шестого Вселенского Собора нам подаёт Грузинская Церковь (см. Протокол заседания синода Грузинской Церкви от 25 мая 2016 г).

 

     На 299 стр. указывается: "Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме... Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в “невенчанном” браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку»."

        Вероятно к таким духовникам отнесли архимандрита Иоанна Крестьянкина, который в своей книге "Опыт построения исповеди" мудро говорил: "Есть грехи и явного блуда: если кто из приносящих покаяние живет в брачном союзе, не освященном Таинством Церкви, кайтесь с горькими слезами покаяния, ибо вы проводите жизнь в блуде!".

     Следует также заметить, что недопустимо нигде в Катехизисе называть "браком" гражданскую регистрацию или иные формы сожительства, не освящённого Таинством Церкви, так как это запрещает 26 Правило Василия Великого "Блуд не есть брак, и даже не начало брака...".

         Предлагаем этот абзац заменить на следующий:

     "Православная Церковь с уважением относится к гражданской регистрации брачного союза, освящённого Церковным Таинством. После гражданской регистрации жениху и невесте следует воздерживаться от плотских супружеских отношений до венчания в Церкви".

 

 

 

Считаем, что обсуждение этих и других возражений и поправок, а также принятие окончательного решения об их принятии, модификации или отклонении, должно происходить не кулуарно, а с участием лиц и сообществ, эти поправки предложивших


Комментарии


Заголовок комментария:
Ваш ник:
Ваш e-mail:
Текст комментария:
Введите текст на картинке
обновить текст
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20