Благословение - православное издательство.

Акции

Профилактика коронавируса

Лжеучение о Шестодневе в проекте нового Катехизиса

Не обошлось в проекте нового катехизиса (http://www.patriarchia.ru/db/text/4966631.html) без лжеучения и о шестидневном творении мира.

1)
 На стр. 39-40 проекта написано:

"Мир был сотворен Богом за «шесть дней». Слово «день» в Священном Писании имеет много значений и не всегда указывает на календарные сутки. «Днем» называются различные по продолжительности периоды времени. Обращаясь в молитве к Богу, Моисей говорит: «Пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний» (Пс 89:5). Эти слова почти повторяет апостол Петр: «У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2Пет 3:8). «День» может означать целую эпоху, как, например, «день Господень» (Ам 5:18,20; Ис 2:12; Деян 2:20), то есть пришествие Мессии и Суд Божий. [...] «Дни творения» — это последовательные этапы создания Богом мира видимого и невидимого".

1.1)
 Свт. Кирилл Александрийский говорит: "...самым правильным делом нашим будет то, если мы, обратившись к словам святых отцев, постараемся принять их за главное руководство, и, испытывая, по слову Писания, самих себя, аще в вере есмы, наши собственные рассуждения будем, сколько можно, вернее соображать с их верными и непорочными мыслями (Послание свт. Кирилла Александрийского к Несторию) [1, с. 145]. Т. е. какой длительности день имелся ввиду в Писании следует выяснять не из собственных изысканий над его текстом, а познакомившись со святоотеческим толкованием этих мест. Согласие Отцов в этом вопросе устанавливается без труда: дни творения длились 24 часа, тексты приводятся тут: http://hexameron.cerkov.ru/


1.2)
 В проекте делается ссылка на Пс. 89:5 и 2 Пет. 3:8, однако эти тексты не толкуются Отцами применительно к длительности Шестоднева. Напротив, в полном противоречии с мыслью авторов проекта, Моисей связал длительность дней Шестоднева с днями нашей седмицы.

Митр. Макарий (Булгаков) говорит: "Признавать за историю Моисеево сказание о происхождении мира вещественного обязываемся потому, что – 1. За историю принимал его сам Моисей. Он поместил это сказание в самом начале, как основание своей исторической книги, в которой предположил сообщить Израильтянам верные и точные понятия о Боге, как Творце мира и человека: след., поступил бы против собственного намерения, если бы сокрыл здесь какой-либо таинственный смысл, ни для кого непонятный.
 А главное: на этом сказании Моисей основал закон о субботе, данный Израильтянам, при изложении которого со всею ясностью раскрыл свои мысли о шестидневном творении. Помни день субботный, говорит Он, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя: в день же седмый – суббота Господу Богу твоему: да не сотвориши всякого дела в онь…: Зане в шести днех сотвори Господь небо и землю, море, и вся, яже в них, и почи в день седмый; сего ради благослови Господь день седмый, и освяти его (Исх. 20:8–11). И в другом месте: да сохранят сынове израилевы субботы, держати я в роды их:… яко в шести днех сотвори Господь небо и землю, в седмый же день преста, и почи (Исх. 31, 16. 17). Одно это побуждение видеть историю в сказании Моисеевом совершенно достаточно для цели, хотя бы не было никаких других побуждений: потому что, без сомнения, слова всякого писателя надобно понимать в таком точно смысле, в каком он сам понимал их." [2, с. 417].

Как же предлагается понимать это в рамках учения проекта катехизиса? Заменим слова в Писании толкованием из проекта: "в _этап_ же седмый – суббота [...] да не сотвориши всякого дела в онь, т. к. в шести _этапах неизвестной длительности_ сотвори... небо и землю, море, и вся, яже в них, и почи в _этап_ седмый; сего ради благослови... _этап_ седмый, и освяти его". Но это совершенно смехотворно. Напротив, как учат Отцы, шесть дней творения и седьмой день (суббота) по 24 часа были «эталоном» наших круговращающихся седмиц (http://hexameron.cerkov.ru/#_ftn31).

Об этом же говорит и свт. Филарет Черниговский: "Повествование Моисея о порядке устроения мира есть истинная история, а не философема какого нибудь поэта или философа и еще менее — народный миф. а) В самом повествовании ничего нет такого, что заставляло бы отступать от буквального смысла его; напротив видны все признаки исторического повествования: краткость и точность в расказе, речь простая, без украшений воображения, без хитрого сплетения умозаключений. [...] д)
 Моисей в другой книге своей дает историческое значение повествованию о миробытии (Исх. 20, 8—11; 31, 16, 17)" [3].

Таким образом, на самом деле предлагаемое проектом толкование противоречит Священному Писанию.

1.3)
 Дни Шестоднева как дни обычной длительности понимаются и в нынешнем официальном Катехизисе Русской Православной Церкви:

"В начале Бог из ничего сотворил небо и землю. Земля была необразована и пуста. Потом Бог постепенно произвел: В первый день мира, свет. Во вторый день, твердь, или видимое небо. В третий, вместилища вод на земле, сушу и растения. В четвертый, солнце, луну и звезды. В пятый, рыб и птиц. В шестый, животных четвероногих живущих на суше, и наконец человека. Человеком творение кончилось, и в седьмый день Бог почил от всех дел Своих. От сего седьмый день назван субботою, что с Еврейскаго языка означает покой. См. Быт. II, 2." [4].

Во-первых, в этом официальном вероизложении нет и намека на миллионы лет. Явным искажением смысла текста была бы попытка толковать это место как допускающее понимание этих дней не как обычных по продолжительности, ведь катехизис призван кратко и ясно изложить учение Церкви и поэтому день тут и есть день. Иначе – должны были бы быть соответствующие пояснения в тексте.

Во-вторых, свт. Филарет, под редакцией которого и был составлен "Пространный Катехизис", понимал эти дни как дни по 24 часа: "День первый Моисей называет одним или просто, полагая имя количества вместо имени порядка; или с особенным намерением для означения того, что, несмотря на беспримерную его ночь,
 он не был более как один день обыкновенный; или, наконец, для того, что по сей первоначальной ночи он был единственный." [5, с. 36].

1.4)
 Далее в проекте говорится: "«День» может означать целую эпоху, как, например, «день Господень» (Ам 5:18,20; Ис 2:12; Деян 2:20), то есть пришествие Мессии и Суд Божий." -- здесь мысль авторов совсем не ясна: они утверждают, что второе пришествие Христа и Суд будут длится "целую эпоху"?!

2)
 На стр. 40 это лжеучение пытаются подтвердить текстом свт. Августина:

"Блаженный Августин говорит: «Какого рода эти дни (творения) — представить это нам или крайне трудно, или даже совсем невозможно, а тем более невозможно об этом говорить. Мы видим, что обыкновенные наши дни имеют вечер вследствие захода солнца, а утро вследствие восхода солнца; но из тех дней первые три прошли без солнца, о сотворении которого говорится в день четвертый»."

Своими словами до и после этой цитаты проект катехизиса подводит такое понимание этого текста свт. Августина, что он, будто бы, учил, что первые три дня не могли быть днями по 24 часа, т. к. не было еще сотворено светил. Однако, такое учение подпадает под анафему св. Юстиниана Великого против Оригена:

"Желая, чтобы все христиане знали, что написанное Оригеном совершенно чуждо истинной вере христианской, мы разсудили небольшую часть из многих и безмерных богохульств его привести здесь буквально. В них излагается так: […] «Кто, имея здравый ум, станет утверждать, что были первый, вторый и третий день, также вечер и утро — без солнца и звезд?». […] когда для всех очевидны богохульства Оригена, то прилично произнести на него анафематствование так: […] «Анафема и Оригену, прозванному адамантовым, изложившему это, вместе с его нечестивым, непотребным и преступным учением, и всякому, кто держится этих мыслей, или защищает их, или каким-нибудь образом когда-либо осмелится повторять их.»" [6, с. 283, 288, 289].

Теперь следует понять что же имел ввиду свт. Августин. Цитата, приводимая в проекте катехизиса находится в 2-х главах сочинения "О граде Божием", кн. 11, гл. 6 и 7. Приведем ее полнее:

"Мы видим, что обыкновенные наши дни имеют вечер вследствие захода солнца, а утро – вследствие восхода солнца; но из тех дней первые три прошли без солнца, о сотворении которого говорится в день четвертый. Повествуется, правда, что с первых же пор словом Божиим был сотворен свет, и что Бог отделил свет от тьмы и назвал этот свет днем, а тьму ночью. Но какого свойства был этот свет каким именно движением и какого рода вечер и утро производил он, – это недоступно нашему разумению и не может быть понято нами соответственно тому, как оно есть; хотя мы должны этому верить без колебания.
 Может быть, это некоторый телесный свет, находящийся в высших частях мира вдали от наших взоров, или же тот, которым впоследствии было вожжено солнце..." (О граде Божием, кн. 11, гл. 7).

Святые Отцы специально выделяли, что и до сотворения светил сотворенный еще в первый день свет производил день (http://hexameron.cerkov.ru/#_ftn23) и подчеркнутые слова свт. Августина вполне понятны в том же смысле, а не так, что он будто бы он учил, что первые дни не могли быть обычными днями из-за отсутствия светил. В том же сочинении, но уже в 12-й книге святитель явно отвергает языческие представления о миллионах лет существования мира:

"Обманывают их и некоторые крайне лживые сочинения, представляющие, будто история обнимает собой многие тысячи лет (3) между тем как согласно Священным Писаниям от сотворения человека мы еще не насчитываем и полных шести тысяч лет. […] Говорят, будто египтяне имели некогда столь короткие годы, что каждый из них ограничивался четырьмя месяцами (5); так что более полный и более правильный год, какой теперь имеем и мы, и они, равняются трем их древним годам. Но и при этом греческая история, как я сказал, не может быть согласована с египетской относительно летосчисления. А потому скорее следует верить греческой, так как она не превышает истинного числа лет, содержащихся в наших Священных писаниях."
(О граде Божьем, книга 12, глава 10)

(3) Cicer. de divinit. lib. 1; Lact. lib. VII, c. 14.
(5) Plin. lib.
VII.

Более того, свт. Августин прямо говорил о буквальном понимании всего Шестоднева:

"Впрочем, памятуя о том, чего я больше всего желал, но не мог сделать, а именно, понимать все сначала в буквальном, а не иносказательном смысле, и не отчаиваясь окончательно, что оно может быть понято и так, я в первой части второй книги выразил эту мысль следующим образом: «Само собою понятно, – говорил я, – что всякий, кто хочет все сказанное принимать в буквальном значении, т. е. так, как звучит буква, и при этом может избежать богохульства и говорить все согласно с кафолическою верой, не только не должен возбуждать у нас неприятие, а, наоборот, должен почитаться нами как славный и достохвальный толкователь. Если же не представляется никакой возможности благочестивым и достойным образом понимать написанное иначе, кроме как сказанное иносказательно и в загадках, то, следуя авторитету апостолов, которые разрешают столь многие загадки в ветхозаветных книгах, мы будем держаться способа, который себе наметили с помощью Того, кто заповедует нам просить, искать и стучаться (Мф. 7:7), изъясняя все эти образы вещей согласно с кафолическою верой, как относящиеся или к истории, или к пророчеству, но при этом не предрешая лучшего и более достойного толкования с нашей ли стороны, или со стороны тех, кого удостоит Господь». Так я писал тогда. В настоящее время Господь благоизволил, чтобы,
 всмотревшись в дело более тщательно, я не напрасно, как мне кажется, пришел к тому мнению, что и я могу написанное изъяснять в собственном, а не иносказательном смысле; (и именно так) мы и ведем исследование как того, о чем шла речь выше, так и того, о чем толкуем теперь." (О книге Бытия, книга 8, глава 2)

Таким образом, предлагаемое проектом понимание слов свт. Августина не только противоречит согласию Отцов, но и его собственным словам.

3)
 На стр. 40, видимо, опять для доказательства, что дни творения длились не 24 часа предлагается лжеучение о продолжающемся 7-м дне: "Творение завершается покоем Творца, благословением и освящением седьмого дня, о котором не сказано «и был вечер, и было утро», как о других днях, из чего можно заключить, что седьмой день еще не завершен."

Отцы, однако, учат, что 7-й день завершился:

Свт. Феофил Антиохийский: "Бог сотворил человека в шестой день, создание же его открыл
 после седьмого дня, когда сделал и рай, чтобы поселить его в лучшем и превосходнейшем местопребывании." (Святителя Феофила Антиохийского послание к Автолику, книга 2, часть 23)

Преп. Ефрем Сирин: "Бог дал седьмой день, чтобы рабы, даже против воли господ своих, имели отдохновение; и притом, временной субботой, данной народу преходящему, хотел представить образ субботы истинной, какая будет в мире нескончаемом. Сверх того, поскольку нужно было
 установить седмицы дней, Бог возвеличил благословением тот день, который не был прославлен делами творения, чтобы данной ему чрез это честью сравнился он с прочими днями, и восполнилось седмеричное число дней, потребное для мира." (Толкования на Священное Писание. На книгу Бытия, глава 2)

Преп. Симеон Новый Богослов: "Но почему Бог не устроил рая в седьмой день, а насадил его на востоцех уже после того, как кончил всякое другое творение? Потому, что Он, как проведец всяческих, все творение устроил в порядке и благочинном последовании; и семь дней определил, да будут во образ веков, имевших пройти впоследствии, во времени, а
 рай насадил после тех семи дней, да будет во образ будущего века. Почему же Дух Святой не поставил в счет восьмого дня вместе с семью? Потому, что несообразно было ставить в счет и его вместе с семью, которые, круговращаясь, производят столько и столько недель, годов и веков; но надлежало восьмой день поставить вне семи, так как он не имеет круговращения." (Слово 45, часть 1)

Но как же тогда понимать выражение во второй беседе о человеке (в рукописях приписывается свт. Василию Великому или свт. Григория Нисскому): "Итак, скажем, что теперь седьмой день перед тем восьмым днем расплаты (за грехи) века сего."? Так говорится не потому, что 7-й день не закончился и еще длится, но весь сей век называется так потому что седмица первых дней была «эталоном» наших круговращающихся седмиц:

"Век сей именовался седмочисленным потому, что Он за шесть дней сотворил этот мир, создав, образовав и разнообразно украсив его, а в седьмой день, то есть в субботу, почил от дел. Суббота по-еврейски значит “покой”. После субботы опять начинается первый день, то есть воскресенье, и доходит опять до седьмого дня, то есть до субботы, и таким образом обращается седмица — от воскресного дня начинается и продолжается до субботы. И так Бог повелел всему миру в нынешнем веке строиться по этим семи дням." (Просветитель. Слово 8)

Об этом же в приводимой выше цитате говорит и преп. Симеон Новый Богослов: "вместе с семью, которые, круговращаясь, производят столько и столько недель, годов и веков" (Слово 45, часть 1).

5)
 На стр. 41 говорится: "Шестоднев не является научным описанием этапов сотворения мира. Священное Писание — это откровение Бога о Себе как Творце и Промыслителе мира. Библия говорит об истории спасения человека и потому не является источником научного знания об окружающем человека мире. Попытка противопоставить Шестоднев
научным данным и теориям о происхождении мира является ошибочной."

Библия говорит о том как появился этот мир, на решение этого вопроса претендует и мирская наука. Святые Отцы не стеснялись отвергать бывшие в их время языческие естественно-научные представления (кстати, очень похожие на современные эволюционистские лжеучения). Выше мы уже приводили текст свт. Августина, а так об этом говорит свт. Феофил Антиохийский:

"Я не намерен говорить подробно обо всем, но — показать число лет от сотворения мира и обличить суетный труд и пустословие писателей, потому что не двадцать тысяч мириад лет, как сказал Платон, от потопа до его времен, и не пятнадцать мириад три тысячи семьдесят пять лет, как свидетельствовал Аполлоний египтянин, и что не безначален мир и не существует все по случаю, как пустословили Пифагор и прочие, но он произошел и управляется Промыслом все сотворившего Бога, — и все времена и годы ясны для тех, которые желают убедиться в истине. […] Всех же в совокупности лет от сотворения мира 5695, с несколькими месяцами и днями. Итак, из рассмотрения времен и всего нами сказанного, можно видеть древность пророческих писаний и божественность нашего учения, — что не ново это учение, и не баснословны и не ложны наши верования, как думают некоторые, но самые древние и истинные. […] И если есть у меня ошибка, например, лет 50 или 100 если даже 200, однако, не на тысячи или десятки тысяч лет как это случилось с ложными счислениями Платона, Аполлония и других." (Святителя Феофила Антиохийского послание к Автолику, книга 3, части 26, 28, 29)

А свт. Феофан Затворник писал, что сторонники эволюционизма (Дарвин и все его последователи) уже под анафемой:

"У нас теперь много расплодилось нигилистов и нигилисток, естественников, дарвинистов, спиритов и вообще западников, — что ж, вы думаете, Церковь смолчала бы, не подала бы своего голоса, не осудила бы и не анафематствовала их, если бы в их учении было что-нибудь новое? Напротив, собор был бы непременно, и все они, со своими учениями, были бы преданы анафеме; к теперешнему чину Православия прибавился бы лишь один пункт: «Бюхнеру, Фейербаху, Дарвину, Ренану, Кардеку и всем последователям их — анафема!». Да нет никакой нужды ни в особенном соборе, ни в каком прибавлении. Все их лжеучения давно уже анафематствованы в тех пунктах, которые упомянуты выше. Видите ли теперь, как мудро и предусмотрительно поступает Церковь, когда заставляет совершать нынешний оклик и выслушивать его! А говорят, несовременно. Напротив, теперь-то и современно. Может быть, лет за полтораста назад оно было и несовременно, а по нынешнему времени не то что в губернских городах, но во всех местах и церквах следовало бы ввести и совершать чин Православия, да собрать бы все учения, противные слову Божию, и всем огласить, чтобы все знали, чего надо опасаться и каких учений бегать. Многие растлеваются умом только по неведению, а потому гласное осуждение пагубных учений спасло бы их от гибели. Кому страшно действие анафемы, тот пусть избегает учений, которые подводят под нее; кто страшится ее за других, тот пусть возвратит их к здравому учению. Если ты, неблаговолящий к этому действию, — православный, то идешь против себя, а если потерял уже здравое учение, то какое тебе дело до того, что делается в Церкви содержащими ею? Ты ведь уже отделися от Церкви, у тебя свои убеждения, свой образ воззрений на вещи, — ну, и поживай с ними. Произносится ли, или нет твое имя и твое учение под анафемой — это все равно: ты уж под анафемой, если мудрствуешь противно Церкви и упорствуешь в этом мудровании. А ведь тебе придется вспомнить о ней, когда для тебя, лежащего в гробу хладным и бездыханным, потребуется разрешительная молитва." (Созерцание и размышление. Чин Православия)

Другие отеческие тексты с критикой эволюционного лжеучения нового времени:
 http://hexameron.cerkov.ru/#_ftn27 иhttp://hexameron.cerkov.ru/#_ftn25

Таким образом, заявление проекта: "Попытка противопоставить Шестоднев научным данным и теориям о происхождении мира является ошибочной" -- не соответствует тому как действовали Отцы.

[1] Деяния Вселенских Соборов, изданныя в русском переводе при Казанской Духовной Академии. — Т. 1. — 3-е изд. — Казань: Казанская Духовная Академия, 1910. — 402 с.
[2] Митрополит Макарий (Булгаков), Московский и Коломенский. Православно-Догматическое Богословие. — Т. 1. — Изд. 4-е. — Спб.: Типография Р. Голике, 1883. — 598 с.
[3] Святитель Филарет Черниговский. Православное Догматическое Богословие. — Т. 1. — 2-е изд. — Чернигов: Типография Ильинскаго монастыря, 1865. — 375 с.
[4] Пространный Христианский Катeхизис Православныя, Кафолическия Восточныя Церкви – 66-е изд. – М.: Синодальная типография, 1886. С. 26-27.
[5] Святитель Филарет (Дроздов). Толкование на книгу Бытия. — М.: Лепта-Пресс, 2004.
[6] Деяния Вселенских Соборов, изданныя в русском переводе при Казанской Духовной Академии. — Т. 5. — 4-е изд. — Казань: Казанская Духовная Академия, 1913.

 

https://vyacheslav-fv.livejournal.com/313085.html


Комментарии


Заголовок комментария:
Ваш ник:
Ваш e-mail:
Текст комментария:
Введите текст на картинке
обновить текст
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20