Благословение - православное издательство.

Акции

Профилактика коронавируса

Шестеро против тысячи: Как группа советского спецназа в 1943 г. сражадась против батальона карателей и горных егерей

 

 

Николаю Колосову не исполнилось и 24 лет, когда 12 мая 1943 года его группа приняла неравный бой с окружившими их карателями у деревни Княжино. Остальные члены этой группы были еще моложе. Например, Владимиру Горячеву в январе исполнилось 20 лет.

Горячев, как и Колосов, добровольцем ушел на фронт и уже имел к 1943 году медаль «За отвагу» и орден «Отечественной войны» 1 степени. Остальные члены группы:

Филипп Безруков (помощник машиниста, призван из Челябинска);

Иван Базылев (пастух, секретарь комсомольской организации, призван из села Батутино, Смоленская область);

Михаил Мягкий (крестьянин, село Клугино-Башкирово, Харьковская область);

Вячеслав Ефимов (призван из Твери, учился в машиностроительном техникуме). Ефимов был даже моложе Горячева, 20 лет ему должно было исполниться только в сентябре.

 

Илья Старинов

 

Сам Колосов был слесарем в городе Фурманов Ивановской области. Горячев — разнорабочий из Омска, так и не сумевший закончить образование.

Все члены группы входили в состав 10-го отдельного (десантного) гвардейского батальона минёров 43 Армии Калининского фронта. Того самого «десятого десантного», воспетого потом в х/ф «Белорусский вокзал». Сам батальон входил в 5-ю бригаду специального назначения, которую сформировал и возглавил Илья Старинов - отец русского спецназа, на счету которого тысячи диверсий. Так осенью 1941 г. он уничтожил дом в Харькове, где был расквартирован высший офицерский состав Вермахта с помощью радиоуправляемой мины, находясь 300 км. от нее. Тогда, вместе с остальными, на воздух взлетел и генерал Георг фон Браун, который приходился братом будущему отцу американской космической программы - Вернеру.

Поначалу группа действовала в неглубоком тылу. Десантироваться с парашютом их научили только зимой 1943 года. То есть, группа представляла собой «элиту» даже по меркам современных кинофильмов — разведчики, десантники, диверсанты, подрывники.

Перебрасывали группу Колосова в Рудянский район Смоленской области «не вдруг». Руководство знало о подготовке немцев к операции «Цитадель» и пыталось осложнить концентрацию войск и техники противника.

В первую очередь была налажена связь с партизанами. Группу Колосова, переброшенную по одному человеку, встречал проводник по фамилии Рыбаков. Первые операции группы были успешными. Группа один за одним пускала под откос вражеские эшелоны и взрывала склады с продовольствие и боеприпасами. А как только на их след выходили каратели - группа разбивалась на несколько частей и растворялась в лесах. У гитлеровцев даже сложилось впечатление, что против них орудует целая воинская часть.

8 мая, недалеко от деревни Савостье, группа Колосова натыкается на крупный военный склад с боеприпасами, которые командование Вермахта планировало использовать в наступлении на Курской Дуге. Около трех суток группа советских диверсантов вела наблюдение за складом, просчитывая удачные момент для нападения.

Операция длилась всего несколько минут. Двое бойцов бесшумно убирают охрану, используя ножи, третий перерезает колючую проволоку, а сам Колосов минирует склад. Взрва такого важного обекта стал последней каплей для немецкого командования и в погоню за группой Колосова бросают бригаду карателей, усиленную горными егерями, общей численностью более тысячи человек.

Егеря наступали сразу с трех сторон и к концу дня 11 мая 1943 г. взяли группу Колосова в полукольцо. Шестеро советских бойцов закрепились на высоте с хорошим круговым обзором, недалеко от деревни Княжино. Ночью немцы, как правило, не атаковали, побаивались. Этим и воспользовались советские бойцы - они рыли окопы, минировали подступы к высоте, ставили фугасы.

С первыми лучами солнца каратели двинулись в атаку, но тут же нарвались на шквальный огонь советских бойцов. Потеряв около полутора десятков бойцов, гитлеровцы откатились обратно. Спустя несколько минут, гитлеровцы снова предприняли попытку наступления, но и тут их ждала неудача. На протяжении двух часов бойцы Колосова отбивали атаку за атакой. Немцы суетились у подступов к высоте и напарывались на профессионально расставленные мины.

Базылев и Мягкий получили ранения, но продолжали держать оборону. Тем временем, немцы докладывали командованию, что они сражаются с очень большим отрядом партизан и им срочно необходим самолет-разведчик, чтобы точно знать расположение противника, а также артиллерия. Самолет-разведчик пролетел над позициями, однако никакого скопления партизан, о которых докладывали каратели, не обнаружил. Но на всякий случай, артиллерию им все-таки выделили.

По позициям советских бойцов ударила артиллерия, но в этот момент наших бойцов уже там не было - они отошли на новые, заранее подготовленные позиции, располагавшиеся примерно в ста метрах. Когда артиллерия смолкла, цепи фашистов вновь полезли на высоту. Они надеялись, что артиллерия смяла советских бойцов, но тут их ждал сюрприз. Когда сотня гитлеровцев добралась до оставленных окопов, Ефимов замкнул контакт и гитлеровцев разметало по склонам высота.

Бой продолжился. Советские бойцы начали нести первые потери. Каратели через рупоры кричали им: «Рус, сдавайся!». Однако с высоты раздавался ответ: «Гвардейцы не сдаются!». Фашисты вновь накрыли высоту артиллерийским огнем. Спустя 3 часа с момента начала боя, в живых остался лишь Николай Колосов. Когда пулеметы стихли и гитлеровцы поднялись на высоту - раздался мощнейший взрыв. Установленный диверсантами фугас сделал свое дело.

Далее, как рассказывает ветеран инженерных войск Генадий Ложкарев, когда офицер вермахта поднялся на высоту, чтобы посмотреть, сколько же там партизан, то увидел всего шесть павших советских бойцов. По его приказу из ближайшей деревни собрали более 50 местных жителей и приказали им захоронить павших бойцов. Среди них был дедушка Трофим, который еле двигался. Когда немцы отошли, он встал на колени и, снял шляпу и сказал: «Сыночки, спасибо за то, что вы отдали свою жизнь, спасая нас и страну».

Жители отрыли яму, притащили еловые ветки и устлали ими яму, чтобы ребята лежали на мягкой подушке. Как выяснилось позже, благодаря тому, что группа Колосова оттянула на себя все основные силы противника, была спасена целая бригада партизан, численностью более 350 человек.

Источник


Комментарии


Заголовок комментария:
Ваш ник:
Ваш e-mail:
Текст комментария:
Введите текст на картинке
обновить текст
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20