Благословение - православное издательство.

Акции

Профилактика коронавируса

Путин переиграл МВФ

В конце 1990-х годов МВФ навязал России законодательство, согласно которому Центробанк не может печатать деньги для финансирования проектов реального сектора экономики. Парадоксально, но мы лишены возможности печатать свою национальную валюту столько, сколько нам необходимо. 

В прошлом году правительство Мишустина-Белоусова частично смогло обойти запрет, использовав механизм ограниченной эмиссии. Тем не менее, спустя какое-то время стало ясно, что он имеет свои издержки.

Но обо всем по порядку.

Итак, для начала рассмотрим механизм ограниченной эмиссии, который был реализован в прошлом году. О нем я писал регулярно. Схема выглядела следующим образом: Министерство финансов выпускало облигации федерального займа, которые скупали государственные банки. Затем, на аукционах РЕПО банки обменивали эти ОФЗ на свеженапечатанную Центробанком валюту. Так было напечатано более 2.5 трлн. рублей, которые пошли на покрытие бюджетного дефицита. 

Однако при реализации возникли некоторые проблемы. Конечно, в условиях резко обвалившихся доходов бюджета, времени на то, чтобы просчитывать издержки не было. Необходимо было действовать.

Теоретическая составляющая механизма ограниченной эмиссии была разработана Андреем Белоусовым великолепно. Однако вся сложность возникла с банками, которые формально являются государственными. Банковские учреждения не спешили участвовать в механизме ограниченной эмиссии. Здесь же следует отметить, что банковский сектор до сих пор является подконтрольным системным либералам. Государственники не имеют на него практически никакого влияния.

Для того, чтобы банки приобретали ОФЗ и впоследствии закладывали их в ЦБ, правительству пришлось значительно увеличивать премию к номинальной стоимости облигаций, а также давать существенный процентный доход. Так, в среднем, ОФЗ размещались с купоном 6.5-7.5% при ключевой ставке ЦБ в 4.25%. То есть, банки зарабатывали 2.25-3.25% из воздуха, просто выступая посредником между правительством и ЦБ. И это, опять таки, благодаря законодательству, навязанному МВФ.

Задача восполнения бюджетных потерь была решена. Механизм ограниченной эмиссии, в целом, показал себя эффективно на коротком отрезке. Однако его дальнейшее использование привело бы к перетоку огромных сумм в банки, следовательно, в финансовый сектор вместо реального. В этом случае возникала бы инфляция. Она и сейчас пошла, но пока что не критично.

Теперь возвращаемся к Владимиру Путину. Понимая то, что ликвидность российской экономике нужна как воздух, Президент решил распечатать Фонд национального благосостояния (ФНБ)

Признаюсь, изначально я предполагал, что единственной целью начала активных инвестиций из ФНБ является развитие реального сектора экономики. Это, действительно, так. Однако одна малозаметная, но чрезвычайно важная деталь была упущена. Это эмиссия рубля в обход правил МВФ.

Объем ФНБ номинирован, преимущественно, в долларах и евро. Немного - в фунтах. Силуанов в феврале зачем-то разбавил корзину юанями и иенами. Но тем не менее, основа сохранилась - это иностранные валюты.

Здесь мы подходим к тому, что вложения средств в реальный сектор экономики будет осуществляться в рублях. То есть, из ФНБ нужно будет продать валюту и купить рубли. А эти самые рубли будут напечатаны Центробанком. То есть, произойдет та самая дополнительная рублевая эмиссия, против которой выступает МВФ. Именно поэтому глава ЦБ Эльвира Набиуллина уже который год выступает резко против вливаний средств ФНБ в российскую экономику. Ранее она заявляла о том, что планка отсечения должна быть повышена с 7% от ВВП до 10%. Аргументировала она все это инфляцией. Но, как видим, системные либералы проиграли. Во всяком случае, в экономической политике государства. В это же время, финансовая политика продолжает оставаться под их контролем.

Источник


Комментарии


Заголовок комментария:
Ваш ник:
Ваш e-mail:
Текст комментария:
Введите текст на картинке
обновить текст
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20