Благословение - православное издательство.

Акции

Профилактика коронавируса

Иван Яковлевич Корейша. История одного московского юродивого

«Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.» (1Кор. 4:10)

Юродство Христа ради - это высочайший подвиг. По-славянски юродивый означает безумный, т.е. сумасшедший, но есть принципиальная разница между безумцем и юродивым ради Христа.

Ксения Петербургская, Василий Блаженный, Андрей Цареградский - это люди, которые нарушали общественные нормы поведения. Окружающие смеялись над ними, сторонились, а иногда и открыто ненавидели, преследовали. Своим подвигом, полным отречением от благ этого мира, они обличали в современниках тайные, скрытые пороки: «Безумием мнимым безумие мира обличили».

В 1783 году в Смоленской губернии, в семье священника Якова Корейши родился мальчик, нарекли его Иваном. В 10 лет он поступил сразу во второй класс уездного училища. Учился он отменно и вскоре поступил в Духовную семинарию, которую блестяще окончил. Но священником юноше стать не суждено было. Иван Яковлевич с молодости отринул все блага этого мира и осознанно встал на путь лишений, оскорблений, насмешек и гонений. После семинарии он некоторое время преподавал в духовном учебном заведении, а весной 1806 года во время урока, он внезапно вышел из класса и направился в Соловецкий монастырь, где пробыл год послушником. Некоторое время он странствовал по монастырям и через несколько лет вернулся в Смоленск.

Уже здесь к нему во множестве стали приходить за духовным советом, помощью, утешением. Питался он хлебом, смоченным снегом или водой, часто спал на земле, ходил зимой босиком, говорил загадками. В 1817 году к Ивану Яковлевичу за советом пришла бедная вдова, к дочери которой сватался пожилой вельможа. Блаженный запретил выдавать замуж девушку, сказав что «жених» давно женат и имеет троих детей, что оказалось правдой. Брак не состоялся, но чиновник, обличенный во лжи, добился через свои связи чтобы Ивана Яковлевича объявили сумасшедшим и поместили в клинику. Через некоторое время его перевели в Москву, в Преображенскую психиатрическую больницу, где он провел около полувека.

Первое время он находился в подвале, привязанный тяжелой цепью к стене. Санитары мучили его болезненными процедурами. Иван Яковлевич не роптал, а принимал все тяготы с благодарением Бога, за продолжение обучения жизни по Евангелию. Вскоре слух о блаженном и прозорливом старце разнесся по Москве и к нему стали приходить за советом и наставлением во множестве. Это были и простые крестьяне, и купцы, и представители высшего света. Ивана Яковлевича перевели в отдельную палату, в все пожертвованные деньги шли на содержание больницы и пациентов.

Иван Яковлевич был настолько известен, что его сделали героем своих произведений Ф.М. Достоевский («Бесы»), А.Н. Островский («Женитьба Бальзаминова»), Н.С. Лесков («Маленькая ошибка»).

Иван Прыжов в своей книге «26 московских пророков, юродивых, дур и дураков», описывает быт Ивана Яковлевича так: «На полу лежит Иван Яковлевич, закрытый до половины одеялом, он может ходить, но несколько лет уж предпочитает лежать… обычай Ивана Яковлевича совершать все отправления на постели, как-то обеды и ужины (он все ест руками будь то щи или каша), и о себя обтирается, все это делает из его постели какую-то темногрязную массу к которой трудно и подойти. Иван Яковлевич по великим постам велит приносить себе постные и скоромные кушанья, мешает их вместе, сам ест  и других кормит. И ханжи,  которые дома не обходятся без постного сахару едят скоромные щи. Принесут ему кочанной капусты с луком и вареного гороху, оторвет он капустный лист, обмакнет его в сок и положит на плешь и сок течет с головы. Когда его поили чаем, он мог дуть на блюдце до тех пор, пока чай не выливался из блюдца. Этим он показывал что пища не должна занимать столько времени и забот, сколько уделяют ей люди.

Иван Яковлевич Корейша был одним из тех юродивых Христа ради, которые намеренно одевали на себя маску сумасшедшего, понимая что нравоучениями и наставлениями невозможно исправить поврежденную и развращенную природу человека. Он имел сильную молитву и любящее сердце, которые творили чудеса, исцеляли духовные недуги и телесные.

По кончине блаженного митрополит Филарет (Дроздов) сказал: «Отмучился труженик», а А.Ф. Киреев в предисловии своей книги написал: «Многие из старожилов Москвы, вероятно, помнят то время, когда в Преображенской больнице умалишенных находился известный всей Москве «Иван Яковлевич», который, получив высшее академическое образование и обладая от природы умом светлым, был для многих камнем преткновения как образом своей юродствующей жизни, так и своими действиями, шедшими вразрез обычаям мира, и поэтому посещавшие его из одной лишь любознательности уходили с полным убеждением, что видели сумасшедшего, тогда как люди, чаще других бывавшие у него и с религиозной точки зрения глубже всматривавшиеся в его жизнь и действия, видели пред собою не только не сумасшедшего, но даже и не простого смертного, а великого по терпению своему подвижника, добровольно презревшего мир со всеми его благами и принявшего вольную нищету и юродство, которое и святыми отцами Церкви признается за самое высокое подвижничество».

Источник


Комментарии


Заголовок комментария:
Ваш ник:
Ваш e-mail:
Текст комментария:
Введите текст на картинке
обновить текст
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20