Благословение - православное издательство.

Акции

Профилактика коронавируса

Епископ Арсений о пользе, трех степенях и трех ошибках умного делания

Исихазм есть драгоценная жемчужина Православия, без которого невозможна правильная духовная жизнь.

Сердцевину самого исихазма составляет умное делание или творение Иисусовой молитвы.

Вот, что важное заметил о практике этой молитвы епископ Арсений (Жадановский). Он был лично знаком со святителем Феофаном Затворником и Иоанном Кронштадтским, постигал практические тонкости подвижнической жизни через них.

Святитель Феофан Затворник (фото из Яндекс Картинки)

Святитель Феофан Затворник (фото из Яндекс Картинки)

 

Праведный Иоанн  Кронштадтский

Праведный Иоанн Кронштадтский 

 

Польза умного делания.

Творя и переживая Иисусову молитву – говорит епископ Арсений – мы этим самым свое внутреннее существо держим в пределах самого высшего созерцания. Опытно поняли это святые подвижники и оберегались этим деланием, благодатью Духа Святого через него, от искушений и напастей, очищались от страстей, зла и похотей, обретали защиту и направление от Бога.

Епископ Арсений напоминает о важности ее в жизни любого христианина в делах спасения.

Три степени этой молитвы.

Творить молитву Иисусову, заниматься умным деланием – это не просто читать или произносить ее. Есть разные ее степени и ими надо практически овладеть и применять – подчеркивает епископ Арсений.

Первая ступень.

У нее несколько названий: трудовая, делательная, устная, телесная или словесная.

На первой ступени Иисусова молитва творится только телесными членами – устами и языком. Ум и сердце пока не подключены к молитве. Почему не подключены? Потому что еще не готовы соучаствовать в молитве. Ум парит в мечтаниях, теориях и пустых рассуждениях о наблюдаемом мире. Сердце полно скрытых страстей, зла, гнева, похоти или слишком безразлично к духовным вещам. Или же переживает поверхностные эмоции от событий внешнего мира.

Но дает ли что-то такая степень молитвы?

Да, дает. Что именно? Память о Боге. Пусть даже языком и словом творится пока эта молитва. Но она творится не вовне, и не для других, но наедине, внутри, а для самого себя, своего спасения.

Такой словесной молитвой, говорит епископ Арсений, человек охраняется от внешнего зла и козней. Ты вспомнил Бога, Христа Его и уже получаешь через это защиту от козней и зла. Но при этом сам не становишься лучше на этой ступени. Это тоже стоит знать.

Вторая ступень.

Это умная молитва, то есть та же молитва Иисусова, те же ее слова, но теперь они произносятся не только устами и языком, но и ум, рассудок участвует в этом.

На этой ступени человек разумеет слова молитвы, понимает духовный смысл каждого и удерживает внимание на словах молитвы.

Что это дает человеку? 

Он избавляется от суетного парения ума, усиливает умственное внимание, подключает и укрепляет ум, как рассудок. Это ценно.

Но на этой ступени сердце может оставаться безучастным. Ум понимает, язык произносит слова, но сердце их не чувствует, не переживает. Если остановится на этой стадии молитвы, то станешь книжником и фарисеем, но никак не христианином. Сердце стоит еще очистить и подключить к молитве. Сердце, на этой ступени, еще не готово к этому, не соучаствует в молитве.

Третья степень.

Ее называют – говорит епископ Арсений – умно – сердечной или внутренней.

Молитва не просто произносится, не просто со вниманием и пониманием, но происходит переживание ее.

Здесь, говорит епископ Арсений, молитва проникает в сердце и в сердце незримо соединяется со Христом, Духом Святым, происходит проникновение в сердце Божественного света.

Святые подвижники описывают эту степень такими выражениями:

«ум заключить в сердце», «соединить ум с сердцем», «творить умом молитву в сердце».

Епископ так поясняет смысл этой стадии: человек в ней уже не отстраненный мыслитель и интеллектуал, рассудочно понимающий слова молитвы. Он пробужден сердцем. Сердце в христианстве (об этом были статьи на канале) не просто орган. Оно обозначает сердцевину, сущность человека – Божественную сущность. Если трактовать через научное понимание, например, глубинной психологии, то сердце - это то основание, что реально управляет поступками, поведением человека. 

Эта степень не столь проста. Часто, для того, чтобы пробудить сердце к этой молитве, требуется немало покаяний. Для вытаскивания из сердца тех «заноз», которые мешают сердцу быть не вместилищем эмоций от наблюдаемых соблазнов мира. Чтобы сердце стало Божественным органом добродетельных глубинных чувств: любви, веры, милости, заботы.

И эти чувства, как говорит епископ Арсений, возникают от переживания каждого слова Иисусовой молитвы. В ней нет лишних слов. Каждое существенно для спасения и воскресения своей души в Боге.

(фото из Яндекс Картинки)

(фото из Яндекс Картинки)

 

Какие три ошибки в умном делании?

Епископ Арсений говорит, что опыт святых подвижников и жизненные наблюдения показывают, что некоторые люди, занимающиеся умным деланием (творением Иисусовой молитвы) духовно повреждались и впадали в прелесть. Причина не в молитве, а в самом молитвеннике.

Ошибок три.

Первая. 

Когда начинают воображать чувственные образы при молитве и пытаться относиться к словам молитвы, как к магии. Видят Христа, видят святых, себя воспринимают не грешным, а неким магом - заклинателем. Ни в коем случае.

Как избежать этой ошибки? 

Больше внимательно читать Евангелие, больше размышлять о Боге в свете Евангелия, исповедоваться и причащаться, прибегать к помощи наставника, который сможет развеять эту прелесть. Не терять чувство объективности и реальности, внимать происходящему, не торопиться достигать быстро высоких духовных состояний. Успеется. Все в Надежных Руках Бога.

Вторая ошибка. 

Неправильное творение этой молитвы. Попытка сразу перескочить на высшие ступени. В этом алчность, торопливость, безмерие.

Напротив, стоит все время возвращать себя к начальным стадиям. И с особым усердием произносить слова молитвы: «помилуй меня, грешного». Если человек алчен и тороплив, то это есть его грехи и страсти. Их не оправдывать надо, а просить у Бога милости в избавлении от них.

Третья ошибка. 

Самая серьезная. Хорошо, человек оказался талантливым в молитве, все сделал правильно, научился молитве. И…возомнил себя молитвенником, делателем, успешным. Это искушение «медных труб», «звездная болезнь», в основе которой пагуба гордыни и тщеславия, на платформе повышенного самолюбия. На этой ошибке падало немало подвижников

Спасение от этого – смирение, страх Божий. Внешняя помощь от мудрых наставников, способных распознать и оберечь от тонкой неприметной гордыни и не пасть.

Смысл умного делания не в том, чтобы возгордиться этим деланием (и перестать его совершать) и собой,как делателем (и через то лишиться благодати Святой). А в том, чтобы научившись этому деланию, делать его втайне и не мнить о себе. Бог, все нужное, подаст через такой труд, скромность и смирение. Это и есть искомое. 

 

(по материалам «Духовного дневника» епископа Арсения (Жадановского) М. Отчий дом, 2006)

 

Источник


Комментарии


Заголовок комментария:
Ваш ник:
Ваш e-mail:
Текст комментария:
Введите текст на картинке
обновить текст
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20