Акции
Профилактика коронавируса
Велико ли отличие мирян от монахов?

Святитель Иоанн Златоуст отмечал, что уже в его время, а это четвертое столетие, совершилось, как он говорил, великое бедствие, которое определило, может быть навсегда, судьбу христианской церкви, по крайней мере нанесло христианству, по-видимому, непоправимый ущерб. Бедствие это заключалось в том, что в христианском сознании произошло странное, неестественное разделение монашества и мирян.
Свет монахам — Ангелы, |
Велико ли отличие мирян от монахов?
Обратимся к словам одного из древних и очень авторитетных учителей, о котором Церковь всегда вспоминает, всегда приводит его мысли и суждения, когда требуется обосновать многие и многие вещи. Мы говорим о святителе Иоанне Златоусте. Том самом, литургию имени которого мы служим практически без изменений до сих пор. О том самом, который лично и персонально является одним из драгоценнейших звеньев в непрерывной цепочке, образующей святоотеческое предание, то есть составляющим православие как таковое.
Святитель Иоанн Златоуст отмечал, что уже в его время, а это четвертое столетие, совершилось, как он говорил, великое бедствие, которое определило, может быть навсегда, судьбу христианской церкви, по крайней мере нанесло христианству, по-видимому, непоправимый ущерб. Бедствие это заключалось в том, что в христианском сознании произошло странное, неестественное разделение монашества и мирян.
Разделение это состояло в том, что под монашеством подразумевалось такое христианство, которое призвано к исполнению действительно воли Божией и Евангелия, а для мирян оставлялась роль только наблюдателей монашества, исполнителей неких внешних форм жизни, соблюдение обычных принятых обрядов и некоторых церковных установлений.
Известен случай, когда один священник, духовник, обращаясь к своему прихожанину, говорит: "Ну что же ты делаешь, как ты живешь? Ну нельзя уже так жить..." Ответ был убийственный: "Простите, отче, я же не монах".
Вот об этом и говорил Иоанн Златоуст. Оказывается Евангелие и Христос - это "только" для монахов. А для мирян - это действительно "бедствие".
Между тем, монашество не есть священство. Мирянство не ниже монашества, ибо брак священен и ложе нескверно, а нестяжание невозможно на практике реализовать семейному, например, человеку, живущему мирской жизнью (кроме редчайшего исключения, особого и исключительного служения Богу - юродивых). Отличие монашества от мирянства вовсе невелико: плюс два обета для осуществления христианской жизни, а именно безбрачие и нестяжание, а так же удаление монаха от мира (монос - один) для реализации этих обетов. В остальном монашество и мирянство тождественны. Да и отличие-то это достаточно условно, у мирян практически аналогичные заповеди, не блуди и не жадничай: "Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем" и "Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся; Не собирайте себе сокровищ на земле."
Равночестие путей спасения.
В первые века христианства среди некоторых верующих появилось мнение, что в браке присутствует какая-то скверна. Однако последующие Вселенские и поместные соборы решительно осудили эту точку зрения. Самым естественным состоянием для человека является жизнь в браке. Монашество - это особое состояние, для реализации которого нужны особые условия, условия полного уединения от мира. Для спасения подходят оба эти состояния. Однако практика показывает, что совершенное исполнение заповедей в миру невозможно.
Господь Иисус Христос благословил брак, Сам явившись на свадьбу. И не только не осудил происходящее, но и совершил первое чудо своего земного служения: претворил воду в вино. Сам брак как таковой был установлен Богом изначально, с первых страниц Библии. Апостол Павел утверждает, что брак соединяет мужа и жену, образуя единое тело, единый телесно-духовный организм.
Как осуществляется брак (не в смысле церемоний)? Двое имеют желание, договариваются, и вступают: не в связь, не в "отношения", а в брак. Становятся одним целым. Обещают верность друг другу, которая проистекает из взаимной любви. В отличие от брака, блуд является состоянием противоестественным. "Всякое незаконное наслаждение пораждает сторичное болезнование. Каждый грех несет в себе наказание. Ты не хочешь скорбей? Не греши." преп. Марк Подвижник.
![]() |
Само слово блуд происходит от "заблудиться". Заблуждение, блуждание. Человек пошел не туда. Было одно тело, разорвали. Опять соединили, срослось кажется, и опять разорвали... Кто блудил до брака, тем скучно в семье, им неинтересны дети. Он или она поглядывают по сторонам - не найдется ли получше... |
Брак - это нелегкий повседневный подвиг. В браке теснейшим образом соприкасаются две личности, два характера, и, главное, сталкиваются человеческие страсти, подчас противоположенные и взаимно уязвляющие друг друга с изумительной точностью. В семье происходят непрерывные вспышки гнева, раздражения, упрямства, эгоизма, лени. Насколько великим и полезным бывает понимание супругами простой истины: если у другого есть недостатки, которые ты прекрасно видишь и с готовностью на них указываешь (разумеется, с любовью, для исправления своего супруга), то это означает ни что иное, как то, что свои недостатки есть у тебя, и ты сам подлежишь исправлению! В браке супруги познают самих себя и должны выработать в себе евангельские качества, милосердствуя, великодушно относясь и неся тяготы друг друга. Семья - это малая церковь, потому что в браке происходит практическое выявление, кто ты есть на самом деле. Семья - это великая школа познания себя, а отсюда и школа узнавания, зачем тебе Спаситель. Семья - это огромный труд, огромный настолько, что апостол Павел, гонимый и преследуемый, а в конце-концов убитый, говорил: "хотите - вступайте в брак, но жалко мне вас, скорбь будете иметь по плоти". Есть даже горькая шутка: "только женившись, я узнал, что такое настоящее счастье, но было уже поздно".
![]() |
Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть [Ему] верным. По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так. Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль. 1Кор.7:25-28 |
Посмотри. Монахи в особом таинстве и при соответствующем духовном устроении получают помощь от Бога, благодатные дары Святаго Духа, для последующего несения нелегкой монашеской жизни. Это таинство называется постригом.
Миряне в особом таинстве и при соответствующем духовном устроении получают помощь от Бога, благодатные дары Святаго Духа, для последующего несения нелегкой семейной жизни. Это таинство называется венчанием.
Два пути спасения, в миру и в вне мира, равночестны друг другу и одинаково спасительны. Поэтому не надо поспешно стремиться в монахи, если внутри тебя нет решительного и всеотсекающего желания совершенного исполнения Христовых заповедей. Не до конца продуманный постриг опасен и может нанести душе тяжкое повреждение. Монашество - путь не естественный (но и не противоестественный), а вышеестественный, и не каждый способен его понести: могущий вместить да вместит.
Такие авторитетные источники информации, как анекдоты и художественные фильмы (о классической литературе не вспоминаем, ибо кто ее читает?), демонстрируют нам на убедительных примерах, что во всех монастырях монахи и монашки только о том и думают, с кем бы пофлиртовать. Не лучше ли вместо того, чтобы быть монахом и при этом завидовать мирянам, потому что им "можно", создать нормальную семью?
![]() |
Но если не [могут] воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться. 1Кор.7:9
|
Интернет-магазин
Нет товаров для сравнения
Комментарии