Благословение - православное издательство.

Страница /akcii не найдена

Совершенная простота. Преподобный Симеон Псково-Печерский

Он был – совершенная простота! 
Из воспоминаний духовной дочери
старца схимонахини Евстафии 

 

Преподобный Симеон (в миру Василий Иванович Желнин) родился 1 марта 1869 года в деревне Яковлевской Островского уезда Псковской губернии, в семье крестьян Иоанна и Наталии. Родители его были глубоко верующими, богобоязненными и благочестивыми людьми и воспитывали Василия в послушании и трудолюбии.

В своей духовной биографии, написанной уже в зрелые годы, преподобный вспоминал, что в родительский дом не раз приезжал монах Крыпецкого монастыря Корнилий (ныне причисленный к лику местночтимых псковских святых). Иногда он оставался у них ночевать, и тогда, ложась спать, говорил отроку Василию: «Будешь ты монахом…»

В 10 лет Василий, помогая родителям, пас лошадей. Тогда же он услышал как-то от людей рассказы о жизни старца Серафима Саровского и, желая подражать великому подвижнику, нашел в поле большой камень и стал на нем молиться. В 12 лет вместе с родителями ходил в Псково-Печерский монастырь, чтобы поклониться древним святыням и помолиться перед чудотворными иконами обители. В Печорах мальчику так понравилось, что он задумал остаться здесь навсегда, и эта мысль более не покидала его, пока желание не осуществилось.

В 20 лет Василий стал просить отца, чтобы тот отпустил его в монастырь, но родитель и слушать об этом не хотел и отвечал: «Женить тебя надо, а не в монахи». Но юноша стоял на своем, твердо заявив, что не женится никогда. Так продолжалось несколько лет, пока отец не убедился в серьезности намерения сына. Тогда он разрешил ему выстроить в усадьбе домик, где будущий подвижник жил и молился в уединении до 25-летнего возраста.

В 1896 году Василий поступил послушником в Псково-Печерский монастырь. Архимандрит Мефодий (Холмский, † 1906), бывший тогда наместником обители, взял его к себе келейником в настоятельские покои. Кроме этого, юноша ходил и на общие послушания с братией, особенно на постройку гостиницы для богомольцев. Часто работали с пяти часов утра и до позднего вечера, а в редкие свободные часы молодые послушники и иноки собирались отдыхать на свежем воздухе на Святой горке, в саду. Но Василий всегда отговаривался от праздного общения под предлогом послушания от наместника и шел в столярку, где, будучи опытным столяром-краснодеревщиком, вытачивал разные полезные вещи.

В 1900 году послушник Василий был пострижен в монахи с именем Вассиан, а в 1901 году рукоположен во иеродиакона и получил отдельную келью для жительства.

В 1903 году отца Вассиана посвятили в сан иеромонаха и вскоре назначили экономом в Снетогорский монастырь во Псков для восстановления хозяйства, а через четыре года вернули в Печоры. Затем его вновь направили из обители для укрепления другого монастырского хозяйства – на сей раз в имение Мустищево в 25 километрах от монастыря в сторону Латвии.

«Было очень много трудностей, – вспоминал старец, – из лаптей не вылезал». Надо было восстанавливать почти все хозяйство, в первую очередь – выстроить храм во имя Крестителя Господня Иоанна, церковный дом, хозяйственные помещения, сараи, скотный двор и прочее. Наладить землепашество, чтобы оно приносило пользу братии. На это ушло много лет, и, когда все наладилось, преподобный возвратился в родную обитель. На тот момент ему было 46 лет.

 


У входа в Успенский храм Псково-Печерского монастыря

 

Началась революция, и настоятель обители епископ Иоанн (Булин, † 1941) хотел поставить опытного подвижника отца Вассиана наместником монастыря. Но тот по смирению своему отказался и попросил постричь его в великий ангельский образ, т. к. чувствовал «внутренне внушение принять схиму». 3 февраля 1927 года он принимает постриг с именем Симеон и назначается духовником братии и паломников Псково-Печерского монастыря. Настоятель обители привел отца Симеона в убогую, сырую, темную келью, по сути, пещеру, ископанную в горе рядом с Успенским храмом, и сказал: «Вот тебе келья, – здесь и умрешь». Впоследствии это исполнилось.

Так начался молитвенный и старческий подвиг иеросхимонаха Симеона, продолжавшийся 33 года. Теперь главным содержанием жизни старца стала молитва. Он положил себе за правило ежедневно молиться за ранней Литургией в пещерном Успенском храме и там, у жертвенника Господня, усердно поминал всех духовных чад. По ночам исполнял келейное правило схимника, а днем принимал у себя братию и многочисленных паломников. Не оставлял преподобный и телесные труды – в основном в столярной мастерской. 

Немало искушений претерпел отец Симеон от бесов. В первую же ночь, как он поселился в новой келье, ему зримым образом явились злые духи – страшные, каких раньше он не видел. Старец сначала испугался и не знал, что делать. А они начали кричать, дергать его и гнать: «Зачем ты пришел? Уходи отсюда, все равно мы не дадим тебе здесь жить»«Думал я, – рассказывал батюшка, – что не переживу этой страсти, от которой даже не мог перекреститься, а только говорил: „Господи, приими дух мой“». Такие страхования повторялись много раз, но старец научился с помощью Божией отражать их силой Креста и молитвой.

За великую любовь отца Симеона к Богу и людям и великое смирение в нем открылись особые Божии дарования – дары врачевания душ, прозорливости и исцеления душевных и телесных недугов. Об этом сохранились многие письменные свидетельства людей, получивших помощь по молитвам старца.

По смирению преподобный всячески старался скрывать свою прозорливость: «Да совсем я не прозорливец, великий дар прозрения дает Господь избранным его. А тут просто долголетие мне помогает – зашел в дом раньше других, вот и порядки его лучше знаю. Приходят ко мне люди с горестями и сомнениями, а взволнованный человек подобен ребенку, он весь на ладони... Случилось с человеком несчастье, вот он и точность душевных очей теряет, впадает либо в уныние, либо в дерзость и ожесточение. А я и мирской круг хорошо знаю, и жизнь прожил долгую… Как же мне в меру малых сил моих не поддержать брата моего, спутника на земной дороге?..»

«Труден путь монашеский, – записал старец в своей биографии, – но труднее подвиг схимнический, если идти так, как указал нам Подвигоположник наш Господь Иисус Христос. При посещении Его Всесвятаго Духа все возможно победить, перенести, перетерпеть и достигнуть вожделенного, обетованного нам Им неизглаголанного вечного наследия в Его Царствии Небесном». 64 года монашеского подвига соделали иеросхимонаха Симеона сосудом благодати Божией, которой лучились его глаза и весь облик.

 


Преподобный Симеон с духовными чадами

 

«Всяческой малостью, суетой, неведением, слепотою люди омрачают чудо, – говорил преподобный одному посетителю. – Дивный дар Господень – человеческая жизнь! Не купишь ее, не заработаешь. На, человек, приими награду безценную!.. Радость, радость, великая радость!..»

Последние дни перед своим преставлением старец сильно ослаб, но продолжал принимать людей. На вопрос духовных чад, на кого он их оставляет, ответил: «На Матерь Божию». Увещевал всех любить друг друга, прощать все обиды, т. к. ненависть хотя бы к одному человеку ведет к смертному греху, и надо так прощать, чтобы человек знал, что ты его простил.

Почил отец Симеон в крещенский сочельник, а хоронили его уже после праздника Крещения Господня. Ко дню его погребения в монастырь с разных мест прибыло множество его духовных чад. Отпевали новопреставленного наместник монастыря архимандрит Алипий (Воронов) и 40 священнослужителей. А после отпевания гроб с честными останками старца был поставлен в Богом зданных пещерах монастыря, на месте, указанном им еще при жизни.

1 апреля 2003 года состоялось прославление иеросхимонаха Симеона в соборе Псково-Печерских святых. С тех пор его мощи покоятся в Сретенском храме монастыря. Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2016 года имя преподобного было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

 

НАСТАВЛЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО 
СИМЕОНА ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОГО

 

Все науки и знания суть ничто без науки спасения.

Плотская жизнь – плыть по течению и любоваться по сторонам; духовная же жизнь – против течения: труд безпрерывный, иначе отнесет куда.

Чему не помочь, не изменить – нечего о том и безпокоиться (житейские обстоятельства); о грехах безпокойся.

Помни: с нами будет только то, что определил Господь.

Думай: хочу того, чего Бог хочет.

Не всякому слуху верь; не всего, что видишь, – желай.

Начинай что, лишь испытав свои силы.

Нельзя касаться чужой жизни – своих грехов не увидишь.

Осуждающий вредит троим: себе самому, слушающему его и тому, о ком говорит.

Возьмем одно правило для себя: осуждающим не верить. И другое: никогда не говорить худо об отсутствующих.

Не мысли ни о ком зла, иначе сам сделаешься злым, ибо добрый помышляет доброе, а злой – злое.

Думай: держит меня в Своей руке Господь, посему я еще похож на человека. Попустит Господь – и сделаешься хуже скота и злее беса.

Благодари Бога – и вновь получишь то благо, за которое благодаришь.

Что рыба в воде – то человек должен быть в Боге.

 

 

Подготовила 
Ксения МИРОНОВА

 

По материалам сайта 
Псково-Печерского монастыря
(https://pskovo-pechersky-monastery.ru) 

и интернет-СМИ

Источник


Комментарии


Заголовок комментария:
Ваш ник:
Ваш e-mail:
Текст комментария:
Введите текст на картинке
обновить текст
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20