Благословение - православное издательство.

Акции

Профилактика коронавируса

Протоиерей Валериан Кречетов: «В любви только и жизнь»

14 апреля 2017 г. настоятелю храма Покрова Пресвятой Богородицы в с. Акулово Московской области, известному русскому духовнику, митрофорному протоиерею Валериану Кречетову исполнилось 80 лет.

Господь благословил отца Валериана многими дарами, любящей душой и благодарным сердцем, умножив семя его,

«как звезды небесные и как песок на берегу моря» (Быт. 22:17).

В чем секрет долгой и счастливой жизни человека на земле? Как преодолеть демографический кризис в России? Каково значение личности старца Кирилла (Павлова) для современников? На эти и другие вопросы ответил отец Валериан.

И спросила кроха

– Отец Валериан, социологи из МГУ подсчитали: через 50 лет население России сократится вдвое – примерно до 70 млн человек. Но свято место пусто не бывает – российские просторы кто-то займет? Нас ожидает мультикультурализм, процветающий в Европе?

– Так нигде не рожают – некому просторы занимать. Даже Китай отказался от некогда заявленного принципа «одна семья – один ребенок», разрешив иметь второго, потому что население стареет. В Европе чуть ли не 40% детей сегодня рождается вне брака.

Родители отца Валериана Кречетова

Родители отца Валериана Кречетова

– У нас ненамного меньше: по подсчетам социологов из МГУ – 32%.

– Ну, над этим потрудились. Федор Михайлович Достоевский писал в «Бесах» о современном разложении: «Одно или два поколения разврата теперь необходимо. Разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, трусливую, жестокую и себялюбивую мразь». 45 лет назад я беседовал с Григорием Ивановичем Суворовым, директором 31-й школы в Москве, и он сказал: «У нас семьи нет и не будет, мы идем к краху».

Разрушение семьи – это всемирный процесс. Семьи практически нет. Теперь разврат – так называемые однополые браки – назвали семьей. Но это не брак. Во все времена люди жили в дружеских отношениях, даже в любви – любовь царила между сестрами, братьями и сестрами, соседями, бескорыстная дружба мужская воспевалась в песнях. Были и побратимы, но никогда это не называлось семьей. Сегодня, к несчастью, понятие семьи свели до сексуального процесса, все равно с кем: можно с собаками семью заводить, со всяким скотом. А разрушение семьи, естественно, приводит к сокращению деторождения. Потому что цель-то семьи была, как Господь сказал:

«…раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею» (Быт. 1:28).

Но что будет – сказать трудно. Еще недавно прогнозировали, что у нас будет коммунизм, но что-то прогнозы не осуществились – построили капитализм, да и то в какой-то извращенной форме. Были прогнозы, что последнего попа покажут по телевизору. Видимо, поэтому мне приходится по телевизору теперь выступать – я, действительно, и есть самый «последний» поп. Кто бы мог подумать, что у нас будут православные праздники на государственном уровне отмечать? Я уж не говорю о строительстве храмов, о возвращении монастырей Церкви.

Братья Кречетовы Николай, Петр и Валериан в 1956 году

Братья Кречетовы Николай, Петр и Валериан в 1956 году

То же самое касается прогнозов в отношении семьи, деторождения: как это будет – еще вопрос. Преподобный Серафим Вырицкий предсказал некоторое возрождение в духовном смысле: кто-то все-таки одумается. Но так всегда было: росла пшеница, росли и плевелы. Дети (а они же вырастут) сейчас такие вопросы задают, которые, знаете, и в голову не могут прийти многим взрослым. Как у меня один ребенок спросил: «Батюшка, а зачем Бог сотворил человека?» Понятно: глядя на то, что происходит вокруг, он задумался – как же так? И я сказал, что Бог сотворил человека не для того, чтобы он так жил, что Бог есть любовь: «Ты маму, папу любишь, они тебя любят, все любят друг друга. Когда люди живут в любви, это и есть жизнь. А любовь не может замыкаться в себе, она должна изливаться, она всегда желает, чтобы другие разумные существа жили в этой любви. Господь сотворил человека по образу Своему, чтобы он жил в любви. Вот ты – то слушаешься, то не слушаешься. Когда слушаешься, значит – живешь в любви, а когда не слушаешься – это не в любви».

А другая девочка спросила бабушку:
– А что такое «хорошо»?

Бабушка сказала:
– Хорошо слушаться старших, хорошо помогать друг другу. А вот капризничать – плохо.

– Бабушка, я спрашивала, что хорошо, а не что плохо.

Маяковский, непростой был человек, между прочим, пророчествовал: «…и спросила кроха: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Кроха спросила. Видите, приходит время, когда, действительно, кроха спрашивает, что такое хорошо, что такое плохо. Потому что этот вопрос – извечный, такой же, как «что делать?» и «кто виноват?». Наши современные юмористы написали:
«Душа отпылала, погасла, состарилась, влезла в халат,
Но ей, как и прежде, не ясно: что делать? и кто виноват?»

Действительно, с чем больше всего приходится соприкасаться батюшке – так это выяснять, что делать и кто виноват. Обычно винят всех, кроме себя. А что делать? Очень просто – каяться, молиться, просить помощи Божией и исправляться. А остальное Господь соделает.

В Переделкине с семьей

В Переделкине с семьей

Пост у подножия любви

– Отец Валериан, поделитесь, пожалуйста, опытом – как решить демографическую проблему в России? В вашей семье такая проблема, судя по всему, не стоит: семеро детей, 35 внуков. Что нужно для создания большой и дружной семьи?

– Любовь нужна только.

– Батюшка, любовь – это очень высоко. А как добраться до этой вершины?

– Как высоко? Это вполне на нашем уровне – не раздражаться, не гордиться:

«Любы долготерпит, милосердствует, любы не завидит, любы не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине; вся любит, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит» (1 Кор. 13:4–7).

Любовь-то есть, просто люди этот дар не ценят. А любовь нужно растить, над ней нужно трудиться. Если, имея художественный или музыкальный дар, человек не занимается, не развивает свой талант, способности пропадают. Так и любовь: если над ней не трудиться, она охладевает.

Очень хорошо мне сказала одна раба Божия, овдовевшая во время войны (ей потом предлагали руку и сердце):

«Если Бог не даст любви, не полюбишь, а без любви как я с ним буду жить?» Поэтому все-таки соединяются во имя любви. Но, оказывается, вот этого-то и не ценят. Есть понятие – первая любовь, и этого чувства не сохраняют. Одна сторона надругается над другой, обманет, «и за умножение беззакония, иссякнет любы многих» (Мф. 24:12).

Естественно: любишь, любишь, а в ответ – плюют, ругаются, дерутся. Какая же тогда любовь? Для чего ж ты любишь? Душа все равно, может, и остается в любви, но уже с болью.

Я, конечно, благодарен жене своей Наталье Константиновне за то, о чем на нашей золотой свадьбе говорили дети: «Мы не помним, чтобы папа с мамой или спорили, или ругались». А уже 55 лет совместной жизни отпраздновали.

У храма

У храма

– Батюшка, а какое значение в сохранении, укреплении семьи имеет пост?

– Как же, пост – это воздержание! Пост – сдерживание нашей естественной потребности. Но в значительной мере еда – это привычка, даже не потребность. Просто избалованность наша. Простите, в курении – какая потребность? Это пристрастие, привычка. Так же как и сладкое. Можно, конечно, когда-то и сладкое употребить, но, между прочим, горечь нужна для пищеварения. Больше того: всякие искусственные добавки раздражают вкусовые рецепторы, а пользы-то от них нет.

В Писании сказано: «Хлеб сердце человека укрепит» (Пс. 103:15). «Добро есть соль» (Лк. 14:34), – говорит Господь. Поэтому и встречали хлебом и солью. Это – самое главное, а остальное… Господь, конечно, балует нас, как малых детей.

…Мы недавно проводили в последний путь, в райские обители отца Кирилла (Павлова). А старец вспоминал, как во время Великой Отечественной войны они два месяца лежали в снегу, под Сталинградом, сдерживая натиск танковой армии. Что там было есть? Так он почти до 98 лет дожил.
Другой старец, отец Иосиф Сафронов, 30 лет служивший в д. Внуто Новгородской области, Соловки прошел, в 1937 г. бежал с двумя друзьями из лагеря в Карелии, и, питаясь корнями, они добрались до Финляндии. Там их приняли, но они не могли без России, вернулись на родину, где отца Иосифа опять посадили. Он отсидел, вышел и до 92 лет дожил.

Это Господь дает здоровье. У нас все переживают – здравоохранение дорогое. А я думаю: лучше здоровье, чем бесплатное здравоохранение.

– Батюшка, мне известны две православные семьи, которые распались. И в той, и в другой семьях жены-врачи не считали возможным соблюдать пост по медицинским соображениям. Есть какая-то закономерность между соблюдением поста и семейным благополучием?

– Пост, как я сказал, это воздержание, сдерживание – и раздражения, и языка. А от чего происходят все ссоры? Он говорит, она ему отвечает, и начинается перепалка. Кто первый остановится – тот поступит правильно. Хотя в любой ссоре вина обоих есть. Но побеждает тот, кто молчит. Это проверено.

А так получается, что, во-первых, не хотят сдерживать своих желаний, порывов, руководствуются тем, что «я хочу», «мне нравится». А самое главное – война-то идет не против плоти и крови, а против духов злобы поднебесной.

«Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом» (Мф. 17:21).

Поэтому главное оружие в этой войне духовной, которую враг производит между людьми, в семье между супругами, – молитва и пост.

Есть нечего, что ли? Дело не в этом. Как старец Паисий Святогорец хорошо сказал: современные люди не знают, что такое голод, им этого не хочется, того не хочется.

Я вот соприкоснулся с тем, как во время войны, в послевоенные годы, действительно нечего было есть… Вот это – да. А когда что-то есть, уже живешь…

– Мы выяснили, что средства создания большой и дружной семьи – любовь, пост, молитва. А что еще можно назвать?

– Смирение. Терпение – обязательно. Без смирения шагу не шагнешь. А что такое терпение? Это духовное искусство в любой ситуации вести себя так, чтобы ни самому не грешить, ни других не вводить во грех. Но начинать нужно с себя – со смирения. Как говорят святые отцы, дом души – терпение, а пища души – смирение. Когда пищи не хватает, человек исходит из дома за пищей. То есть когда смирения не хватает, он выходит из терпения. Правда, святые отцы знали, что за терпение скорбей Господь прощает грехи. Поэтому искали от кого потерпеть. Но нам-то искать не нужно. Нам дано такое благодеяние – просто потерпеть немощи ближнего.

«Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6:2).

Да и терпеть-то часто нечего.

Ко мне недавно один раб Божий привел своего ребенка, говорит: батюшка, мальчик переживает, его дразнят в школе. Я говорю: «Деточка, понимаешь, есть такое изречение: «Кто не обижается на оскорбление, тот великий человек, но кому не приносит вреда похвала, тот святой человек». Поскольку ты еще не святой, они хотят сделать из тебя просто великого».

Лень – матушка, прогресс – батюшка

– Батюшка, насколько демографическая проблема связана с проблемами в экономике, в частности с безработицей?

– В некоторой степени взаимосвязь существует. На что же кормить детей? Но, увы, мало детей часто бывает как раз у тех, у кого денег немерено. А много детей – у тех, кто еле концы с концами сводит. Так что экономический фактор здесь не является главным.

– А где жить семье – разве не важно?

– Где жить? Мы жили в одной комнатке – пять человек, на ночь раскладывали кровати, утром убирали…

– Молодым хочется жить в своей квартире…

– Вы правильно сказали – «хочется в своей». А когда ее нет, живешь там, где придется. Я, например, сначала думал в кооператив вступить. Но вдруг оказалось – нам выдали квартиру – 26,9 м – уже была радость! В одной комнате я жил с женой, тремя детьми и бабушкой, в другой маленькой комнатке была прабабушка. И ничего, все выросли.

Помните анекдот, когда один человек приходит к раввину, говорит: «Равви, тяжело мне, тесно». Тот отвечает: «Возьми козу». Потом еще овцу… Человек через некоторое время приходит: невыносимо! Раввин отвечает: продай тогда козу, овцу. Тот возвращается: «О, – говорит, – теперь живу нормально!».

– У нас все рейтинги популярности побила статья «Муж на диване», в ней затрагивается тема инфантильности мужчин, которые лежат на диване, и женщин, которые все взяли на себя.

– …даже мужские брюки. С мужа сняли брюки, ему неудобно ходить без штанов, поэтому он сидит на диване.

– Тем не менее в современном обществе мужчины чаще всего страдают зависимостями – от компьютера, телевизора, алкоголя, наркотиков…

– У нас теперь все рвутся к равноправию, и, я думаю, здесь также положение уравнивается: женщины не отстают и в отношении интернета, и в отношении диванов: если есть возможность – каждый пользуется. Кто-то очень хорошо сказал, что двигатель прогресса – это лень. И результат прогресса – это тоже лень. Это общее состояние сейчас. Смотришь иногда – собираются люди, и не на диване, а просто так сидят и смотрят в мобильные телефоны, на кнопки нажимают. Мы как-то путешествовали в довольно отдаленных от центра местах, едем – наслаждаемся: кругом – леса, плавучий мостик, птицы… Вдруг видим – девочка. Откуда она взялась, непонятно. Ребенок сидит, нажимает кнопки эти. Она даже не видела, что мимо нее машина проезжала – и не взглянула – была занята. Я думаю – бедный ребенок, я уж не говорю о природе – она ничего не видит.

Греки, оказывается, слово «уныние» переводят как любопытство. Философ Александр Ильин отмечал, что любопытство – как пылесос, затягивает все подряд, не смотрит, что именно, лишь бы что-то новое. Но новое ли это? Это как «последние известия». Во-первых, они – одни и те же, а во-вторых, уже не последние. Когда передают, это давно уже было… Это просто такая уже своего рода наркомания, есть ведь теленаркомания, мелонаркомания и т.д.

– А есть средство от интернет-наркомании, от теленаркомании?

– Средство? Отключить – и все. А так, человек настолько безвольный, что не может ни в чем себе отказать. Вообще принцип духовный заключается в том, что человека к чему-то приучают. Нам тоже хотелось побегать, поиграть. Но нужно было воду таскать, дрова колоть, копать, сажать, полоть, поливать, окучивать. Жизнь заставляла: не потопаешь – не полопаешь. Наше поколение прошло войну, послевоенные годы, я школу окончил с керосиновой лампой, электричества не было. Какие там телевизоры… Нужно было засветло сделать уроки, потому что могут сказать «керосина не хватает». И я думаю, что хорошо вижу до сих пор именно потому, что вырос с керосиновой лампой. Недавно менял права, проверял зрение – предпоследнюю строчку прочитал.

О розовых очках и черных красках

– Батюшка, жизнь современного человека полна тревог, страхов. Страх – это разновидность уныния?

– Я думаю, страх – это разновидность уныния, или уныние – разновидность страха. Вопрос сложный, в любом случае нужно помнить, что страх возникает на почве неосознанного чувства. А потом приходят мысли. Это чисто бесовская работа. Святые отцы именуют врага художником, он рисует картины. Две вещи люди делают безумно: иногда всю жизнь мучают себя тем, что уже прошло, или тем, что еще не наступило. Вот это печальная картина. Потому что одно уже прошло, но диавол снова напоминает, чтобы подогревать злопамятство и внести разделение. А большей частью люди живут будущим, но почему-то рисуется оно разными красками. При этом враг знает, кому что показать. Самое интересное, что молодежь видит картины, как правило, в розовом цвете. Все мечтают о счастливой, роскошной, красивой жизни, о богатстве, об удовольствиях. И потом разочаровываются, в сущности, в своих фантазиях. А другим подсовывают страхи. И если одни хоть услаждаются мечтами пустыми, то другие мучают себя плохими мыслями.

Конечно, не лучший вариант – мечтательности предаваться. Но, если не сильно уж уповать на розовые мечты, то это, наверное, все-таки лучше, чем страхам предаваться: может, ничего не получится, так хоть помечтаешь. А так, может, и не случится ничего, а ты будешь мучить себя. Но это уже от натуры большей частью зависит: есть оптимисты и пессимисты.

Колыбельная тещи

– Батюшка, 14 апреля – ваш юбилей – 80 лет. Поделитесь секретом долгой и счастливой жизни…

– «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли» (Пятая заповедь). А самое главное, что я вырос в церкви, в любви семейной, в любви родителей. Про меня еще в детстве говорили: ласковый теленок двух маток сосет. Я всегда тянулся к любви, потому что как-то моя душа чувствовала, что только это и есть жизнь на самом деле. Конечно, мы, мальчишки, иногда между собой дрались, но потом быстро мирились, слава Богу.

Но самое главное, что в детстве я молился Матери Божией, чтобы Она сподобила меня послужить Богу, – больше ничего не просил. И Господь мне все и дал. Когда-то дал золотую жену Наталью Константиновну. Через тещу Елену Владимировну Апушкину я соприкоснулся с отцом Сергием Мечевым, святым праведным Алексием Мечевым, вообще с определенным кругом людей того времени – «маросейскими», которых она знала.

– Елена Владимировна была редактором-составителем книги об Алексие Мечеве «Пастырь добрый»?

– Да. А книга «Отец Арсений» написана ее братом Владимиром Владимировичем Быковым.

– Отец Арсений – это реальный персонаж или собирательный образ?

– Это действительно реальная личность. И он своих некоторых духовных чад посылал к отцу Сергию (Орлову), служившему в Акулове. Поэтому Господь меня, как в оранжерее, окружил такими любящими людьми, старцами добрыми, что я только любовь Божию на себе и испытывал во всех вопросах. И испытываю. Вот и отец Кирилл (Павлов) когда-то при прощании мне сказал: «Береги себя». С такой любовью… И когда я поехал на его отпевание 23 февраля в Троице-Сергиеву Лавру, подумал: возьму-ка безрукавку меховую – вдруг мысль пришла такая. И хорошо, что взял, потому что вспотел, а было холодно, ветер, и я надел ее. Думаю, старец даже после смерти заботится. Я сподобился навестить его месяца за два до кончины.

Отец Николай Гурьянов, старец с острова Залит, так меня утешал… Какие слова-то у него были: «Как я рад, что тебя встретил». То есть он чувствовал душу любящую. А в любви-то на самом деле только и жизнь. Мне жалко людей, которые живут в озлобленности. Бедненькие. Ну, кто-то как-то поступил – это его дело, часто, когда привыкаешь, – смиряешься.

Меня теща, Царство ей Небесное, воспитывала иногда: «ду-ду-ду». Это, правда, сначала немножечко задевало (гордый, конечно). Но потом привык, Божией милостью смирился. Помню, как-то она заботливо меня пилит- пилит, а я начинаю засыпать. Блаженное состояние, когда на тебя ворчат, а ты засыпаешь от этого. Дай Бог такое.

– Она не обиделась?

– Нет, я не заснул совсем, я боролся со сном, чтобы ее не обижать, конечно. Но до конца жизни она только у меня исповедовалась – это нужно сподобиться еще.

Свидетель силы Божией

– Батюшка, как вы думаете, отец Кирилл (Павлов) – тот самый сержант Павлов, который держал героическую оборону дома Павлова в Сталинграде?

– Да, это он, потому что отец Николай Кречетов, мой брат, спрашивал его впрямую. И он ничего не ответил. Сказать «нет» он не мог, потому что это была бы неправда. А сказать «да» не хотел, потому что избегал славы.

– Многих потрясло то, что, когда почил великий старец, духовник трех Патриархов, центральное телевидение, другие ведущие СМИ молчали. Героя Великой Отечественной войны хоронили 23 февраля, в День защитника Отечества – и опять тишина. Лишь через несколько дней в репортаже о церковных ценностях как бы между делом сообщили о кончине отца Кирилла.

– Это естественно − мир и не может говорить о духовном. Неудивительно, что об отце Кирилле как о духовном авторитете миру и сказать-то нечего.

– Да хотя бы то, что он – защитник Сталинграда!

– Да, но до сих пор все пытались кого-то поставить на его место. На самом деле легендарный сержант Павлов – это действительно отец Кирилл. Но, видите, в чем дело: высшим признанием его заслуг является как раз то, что его мирская пресса почти не помянула. Хотя было время, когда про него писали – клевету всякую. Но кто-то сказал очень хорошо, что, как червь выбирает наиболее зрелый плод, так клевета – наиболее достойных людей. Поэтому все естественно, Господь говорит: «Аще мир вас ненавидит, ведите, яко Мене прежде вас возненавиде: Аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы: якоже от мира несте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир» (Ин. 15:18–19). Ну, хоть ненависть не выразили. А уж безразличие-то – тут удивляться не приходится.

– Батюшка, каково значение личности отца Кирилла для нас, живущих на рубеже XX–XXI веков?

– Как сказал отец Иосиф Сафронов, «нас Господь оставил как живых свидетелей силы Божией». Ведь замерзать в снегу под Сталинградом, два месяца оборонять дом под шквальным огнем, после этого дожить до 98 лет, будучи монахом, строгим постником, – это как раз убедительный пример того, что может сотворить человек, которого Благодать Божия сохраняет и покрывает. Как говорят, слова учат, а примеры убеждают. Еще один пример – отец Тихон (Агриков) – тоже фронтовик, вывел в годы войны свою часть из окружения, дожил, правда, до 82 лет, принял схиму с именем Пантелеимон.

– В народе церковном сохраняется предание о том, что после смерти отца Кирилла начнется большая война.

– Что войны происходят, тут ничего нового нет. А вот когда что будет – неизвестно. Насчет сроков, по крайней мере, отец Тихон (Агриков) говорил: «Мы живем в прибавленное время». Есть замечательное произведение, небольшая брошюра, «Война и Библия» святителя Николая Велимировича. Там все сказано. Будет ли война? Он прямо отвечает: если покаемся – не будет. Если станем и дальше грешить – будет.

Война началась уже у детей Адама: Каин восстал на Авеля. У Иакова дети продали родного брата в рабство, вообще хотели убить. А наши князья как воевали между собой? Междоусобной брани-то сколько было, она и сейчас продолжается на Украине…

Есть притча о том, как однажды люди взмолились Богу: «Господи, как надоела война! Что ж Ты допускаешь войны?» А им говорят: «Вам не нравится это?» – «Не нравится». – «А зачем вы воюете?»
Наше сердце – это арена сражения. Война в себе – война вокруг нас. Мир в себе, мир в семье, мир во всем мире…

Дмитрий Симонов, Ольга Каменева

Источник:

http://pokrov.pro/protoierej-valerian-krechetov


Комментарии


Заголовок комментария:
Ваш ник:
Ваш e-mail:
Текст комментария:
Введите текст на картинке
обновить текст
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20