Благословение - православное издательство.

Акции

Профилактика коронавируса

О Матроне, известной и неизвестной

«Каждая овечка за свой хвостик подвешена будет. Что тебе до других хвостиков? Думай о себе почаще». «Тело – домик, Богом данный, его нужно ремонтировать». «Держитесь за мою пяточку».

Такие слова могут коснуться только чистого сердца. Надо обратиться и стать как дети, чтобы войти в мир Матронушки. Это еще не Царство Божие, но блаженство уже здесь среди скорбей, на земле.

О Матронушке сохранилось немного достоверных данных. Даже про год ее рождения до сих пор спорят: есть издания, в которых указывается 1881 г., иеромонах Иов (Гумеров), готовивший документы для канонизации святой, в интервью нашему журналу настаивает на 1885 г. Да и так ли это важно? Матрона и при рождении, будучи от утробы матери слепой, словно не до конца родилась в эту юдоль, сохраняя связь с миром, для обычных людей невидимым; и по смерти не оставила наш мир. «Рассказывайте все, как живой, – завещала старица, отходя ко Господу, – и я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам». Это явно сбывшееся обетование святой. Так получилось, что все материалы первых двух разделов этого номера, посвященных Матронушке, содержат повествование о чудесах по молитвам блаженной. Хотя редакция отнюдь не ставила перед собой задачу кого-то убеждать в действенности обращения к ней. Однако обойти эти свидетельства ни в одном материале не удалось.

Обретение мощей

К сожалению, не осталось воспоминаний священников, окормлявших блаженную, монахов Троице-Сергиевой Лавры, общавшихся с ней. Нет того, кто, зная Матрону при жизни и сам обладая даром духовного рассуждения, приоткрыл бы завесу над подвигом святой. Все, что нам известно, – воспоминания тех, кто сам обращался к ней за помощью и утешением. Сквозь внешние описания событий, запечатленных в чьей-то памяти, мы сейчас лишь пытаемся реконструировать духовный облик святой. О чем-то мы можем только догадываться. Часто со слов сотаинников святых в их житиях обстоятельно повествуется о встрече с Самим Господом или с Его Пречистой Матерью. Известно, что однажды Матронушка на сочувственное обращение к ней: «Жаль, матушка, что вы не видите красоту мира!» – ответила: «Мне Бог однажды открыл глаза и показал мир и творение Свое. И солнышко видела, и звезды на небе, и все, что на земле, красоту земную: горы, реки, травку зеленую, цветы, птичек…» Так в ее житии говорится о встрече с Господом. И мир Матронушки был вовсе не безвидной тьмой. «У нее и сейчас цветов, как в раю, – говорят сестры Покровской обители, где покоятся мощи блаженной. – Слепая телесно, она учила и продолжает учить духовному зрению. Прозревать истину, красоту и славить Бога».

Господь, оставив нам возможность прямого, скорого на ответ молитвенного общения со святой, промыслительно покрывает недостаток сведений о ней. Спросите у любого в очереди к Матронушке «какая она?» – и вам тут же ответят и расскажут о ней, как о самом близком человеке, точно знакомы с нею всю жизнь. Да и кто не знает о святой блаженной Матроне Московской? Разве что дети. Именно в диалоге с ними обретается честная, правдивая интонация повествования об этом человеке. Замечено, что и сами взрослые, соприкасаясь с этой святой, сразу же как-то смягчаются, умиляются, становятся добродушнее и проще.

 

 

Родом из Себино. Перечитываем житие святой

 

Дом семьи тульских крестьян села Себино Дмитрия и Наталии Никановых стоял рядом с храмом. Обстановка была бедной. В холодное время года спали, греясь, в печи: днем топят, а к вечеру мать выгребет золу, настелет соломы – «Вот и спальня!» На дворе промозглая осень, а Наталия ждет четвертого ребенка… Ладно бы родился летом. Соседи советуют: сдай в приют. Явилась во сне Наталии птица с человеческим лицом, а веки крепко сомкнуты. К чему бы? А родилась у крестьянки девочка-слепыш, и роженица поняла, что сон был вещим. Девочку оставили в семье. Слепота у нее была особой: отсутствовали сами глазные яблоки, но она с детства обладала духовным зрением и даром прозорливости.

 

Вот и отец Василий, крестивший малышку, опустил ее в купель, и над младенцем поднялся столп светлого благоухающего дыма… «Я много крестил, – говорил многоопытный пастырь, – но такое вижу в первый раз, этот младенец будет свят». А матери сказал: «Наталья, если девочка что-то попросит, вы обязательно обратитесь прямо ко мне, идите и говорите прямо, что нужно». Девочка ничего не просила: с младых лет была неприхотлива. Известно лишь об одной просьбе, переданной Матронушкой священнику, – и та просьба об иконе. Маленькая провидица предчувствовала страшные для страны времена и попросила написать образ Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших».

 

Матронушка с детства любила иконы. Днем ее не слышно и не видно, ночью Наталия хватится дитя, а ее нет рядом в их тесной печной спаленке. Мать прислушается к шороху в красном углу: Матрона играет с иконами. Святые, собственно, и были ее собеседниками-друзьями. Сверстники над Матронушкой подшучивали: слепая не видит, можно в яму столкнуть и наблюдать злорадно, как выкарабкивается, или стегать крапивой: «прореки, кто ударил тебя?» Матронушка рано стала ходить в храм, здесь ее мать и находила.

 

Предсказывать и исцелять Матронушка начала с детства. Но сколько же над ней смеялись! «Матроне было восемь лет, когда забрали нашего дедушку, Илью Горшкова (муж Матрониной сестры). Жена его растерялась: «Ох, что ж я теперь буду делать?» У них было семь или восемь детей. Матрона ей говорит: «Подожди, придет твой Илья». «Пошла бы ты от меня, слепая!» – отмахнулась сестра. А Матрона ей: «Не слушаешь, ну, как хочешь». Вот пошли они в ригу молотить. Матрона их предупредила: «Молотите быстрее, а то не успеете». Они только засмеялись: «Что это ты все предсказываешь, слепая?» «Ну, как хотите. А то можете не успеть». Только начали они, вдруг кто-то бежит: «Илья пришел!» Они побежали, все на току побросали. А ведь никто не верил», – рассказывает Анна Дмитриевна Прохорова, внучатая племянница св. блж. Матроны. Так же, как старшая сестра Пелагея, к Матроне относились и братья – Иван да Михаил. Оба вступили в партию и стали сельскими активистами.

 

А народ к Матроне уже тогда шел и шел, ехал отовсюду. Молва о помощи по молитвам незрячей себичанки распространялась далеко окрест. Так, в четырех километрах от Себино жил мужик, у которого ноги отказали. «Пусть с утра идет ко мне, ползет. Часам к трем доползет, доползет», – убедила тех, кто не верил. Недужный поверил и прополз весь путь, а назад шел уже на своих ногах. Хотя сама Матронушка к тому времени не ходила: с 17 лет отнялись ноги. Но она никогда не роптала. Потом, уже в Москве, Матронушка как-то вздохнула на приходящих: «Они все кресты побросали, только ищут здоровья, чтоб им Бог дал», – вспоминала Ксения Гавриловна Потапова. Исцеляла других молитвами, читала их громко, проповедовала Христа, наставляла креститься почаще, причащаться Святых Христовых Таин. «Что Матронушка – Бог что ли? Бог помогает!» – говорила она. А братья на нее злились. Не было в их настоящем и будущем места таким христолюбимым калекам. И Матронушка в 1925 г. перебралась в Москву.

 

В Москве

Москву Матронушка очень любила. Называла «святым городом, сердцем России». Храмы тогда закрывали. «На то воля Божия – верующих будет мало и служить будет некому», – говорила старица. «Почему же никто не борется?» – спрашивали ее. «Народ под гипнозом, сам не свой, страшная сила вступила в действие…» – и объясняла: когда люди ходили в храмы, ограждали себя крестным знамением, бесы не имели власти над ними, сейчас же богоборцы по неверию своему и отвержению Бога сами порабощают себя темной силе. Часто повторяла: «Если народ теряет веру в Бога, то его постигают бедствия, а если не кается, то гибнет и исчезает с лица земли. Сколько народов исчезло, а Россия существовала и будет существовать. Молитесь, просите, кайтесь! Господь вас не оставит и сохранит землю нашу!»

 

Начало Великой Отечественной войны блаженная предвидела и предсказала, не раз сообщала, как будет разворачиваться ход военных действий. Могла духовно присутствовать в различных местах, говорила, что невидимо бывает на фронтах, помогает нашим воинам. В Москве же просила тогда приносить ей ивовые веточки, ломала их на палочки одинаковой длины, очищала их от коры и молилась. То ли это были такие самодельные четки, то ли считала живых и павших, и тех и других вымаливала. Часто на вопросы приходивших отвечала – жив или нет. Кому-то – жив, ждите. Кому-то – отпевать и поминать. Промыслительно блаженная оказалась в Москве в эти страшные времена. Смущенных чад Церкви утешала, отпавших обращала. С кем-то могла и пошутить ласково, приободрить, иных – строго обличала. Многих привела к покаянию. Да и за храмы она боролась – молитвенно отстаивала их. Говорят, она предупредила тех, кто собирался сносить храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне: «Погибнут, но в храм не войдут». Так и случилось: первый отряд «ликвидаторов» накрыло рухнувшей плитой, и храм больше не трогали. Здесь же, в Царицыне, Матронушка исцелила бесноватую дочь генерала, а после – сына комиссарши. Высокопоставленные родители лечили своих детей в психиатрических больницах, но ничего не помогало. Матронушка спрашивала у родителей, поверят ли они в Бога, если Он исцелит чадо? Те отвечали, что не знают, как это – верить. Тогда старица молилась, и бес оставлял человека, исцеление наступало моментально…

 

За исцеления Матронушка никогда ничего не брала, а тем, что все-таки приносили люди, не сама распоряжалась. Не имела в Москве ни угла, ни имущества, ни запасов. Никогда не отчаивалась и не унывала. Тех, кто в тяжелой ситуации, подбадривала: «Возят дитя в саночках, и нет никакой заботы! Господь сам все управит!» Кто пригласит, у того и жила. Часто приходилось скрываться, менять адреса. Вызовет по «незримому телефону» силой молитвы племянника из Загорска и уезжает ровно за день до облавы. И тем не менее верующая Москва всегда знала, где Матронушка. Люди к ней шли и шли. За день старица принимала до 40 человек. И никому не отказывала ни в утешении, ни в молитве. А скольких сейчас принимает, и теперь – никому нет отказа.

 

Матушка просила, чтобы ее отпели в церкви Ризоположения на Донской улице. В это время здесь служил любимый прихожанами священник Николай Голубцов. Он знал и почитал блаженную Матрону. Она не велела приносить на похороны венки и пластмассовые цветы. До последних дней жизни она исповедовалась и причащалась у приходивших к ней священников. По своему смирению Матронушка, точно снисходя к обычным человеческим немощам, не скрывала своего страха смерти. Пришел ее исповедовать священник, отец Димитрий, она очень волновалась, правильно ли сложила ручки. Батюшка спрашивает: «Да неужели и вы боитесь смерти?» – «Боюсь». Похоронили Матронушку 4 мая в Неделю жен-мироносиц при большом стечении народа.

8 марта 1998 г. в Неделю Торжества Православия, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Даниловском кладбище были обретены честные останки блаженной Матроны.

 

В октябре 2004 г. по определению Архиерейского Собора святая праведная блаженная Матрона Московская (Никонова; 1881–1952 гг.) была причислена к лику общецерковных святых и включена в Месяцеслов Русской Православной Церкви.

 

Память празднуется 19 апреля/2 мая.

Источник:

http://pokrov.pro/


Комментарии


Заголовок комментария:
Ваш ник:
Ваш e-mail:
Текст комментария:
Введите текст на картинке
обновить текст
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20