Благословение - православное издательство.

Акции

Профилактика коронавируса

НОВОЕ СЛОВО РОССИИ. Священник Андрей Горбунов

«Всемирное слово о покаянии начнется с России – и это есть то "последнее и окончательное слово", которое, согласно Достоевскому, Россия принесет миру», - писал иером. Серафим (Роуз).

 

 Достоевский верил в мессианское назначение России, считал русский народ богоизбранным, народом-богоносцем, призванным нести свет истины другим народам. «Назначение русского человека, – провозглашал писатель-пророк, – есть бесспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только… стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите». И это не есть русская национальная гордыня, а возложение русским народом на себя бремени всеобщей, всечеловеческой ответственности, бремени «всемирного боления за всех», по выражению Достоевского.

 

 СИЛА РУССКОГО БРАТСТВА

 

Христианская идея единства – главная идея русского самосознания, краеугольный камень русской цивилизации. Стремление к духовному единению, к соборности и неразрывно связанное с этим стремлением сознание каждым своей ответственности «за всех и все» являются важнейшими чертами русского духа, русской идеологии. И напротив, основной, с духовной точки зрения, особенностью либерально-демократической идеологии, западной культуры и образа жизни является отчужденность. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Русскому человеку, говорил Достоевский, непременно нужно, чтобы все человечество пошло за Христом, и именно эта сторона русской души – основа истинно христианской молитвы за весь мир. Достоевский пророчествовал о всечеловеческой, объединяющей в братство «все души народов» способности русского народа. Он видел, что и русский народ духовно болен: не смертельно, но болен. «Хотя главная, мощная сердцевина его души здорова, но все-таки болезнь жестока, -писал Достоевский.

 

- Как она называется? Жажда правды, но – неутоленная [подчеркнуто Достоевским]. Ищет народ правды и выхода к ней беспрерывно и все не находит… Я говорю про неустанную жажду в народе русском, всегда в нем присущую, великого, всеобщего, всенародного, всебратского единения»

 

Достоевский не считал русский народ идеалом, но полагал, что в нем, в отличие от духовно мертвого мира Запада (где ценности духовные заменены ценностями «царства мира сего» – деньгами, культ поклонения которым полностью овладел разрушенным сознанием «живых мертвецов»), жив еще идеал правды, добра и красоты. Народная жизнь, по мысли Достоевского, «полна сердцевины» в отличие от бесхребетной, оторванной от корней бесовской нежити.

 

«В народе, – говорил Достоевский, – целое почти идеально хорошо (конечно, в нравственном смысле…), хотя несомненно, довольно есть и зверских единиц… зато, повторяю, целое всего народа… и все то, что хранит в себе народ как святыню, как всех связующее, так прекрасно, как ни у кого»

 

Ощущение своего народа у Достоевского сливалось с чрезвычайно жизненным ощущением Христа.«Наш народ – Христа в себе принял – оттого он такой», – вот формула Достоевского. Только живущая в народе вера Христова, по убеждению Достоевского, содержит в себе тот положительный общественный идеал, в котором отдельная личность едина со всеми. От личности же, утратившей чувство этого единства, требуется, чтобы она отказалась от своего гордого «уединения» (отчуждения, эгоизма), чтобы нравственным актом самоотвержения она воссоединилась духовно с целым народом. И если одним словом обозначить тот общественный идеал, на который указывалДостоевский, то это слово будет Церковь, – Церковь как братский союз, как единство во Христе. 

 

Мессианизм русского народа, как его понимал Достоевский, был плодом глубочайшей веры писателя-пророка в те духовно-нравственные начала своего народа, которые в будущем могут переродить мир. Достоевский верил в возможность духовно-нравственного переворота в сознании человечества. Он верил в действенную силу Слова, которое способно «перевернуть мир», утвердив в нем идеал добра и красоты. Слово-дело (слово и деятельная любовь), по убеждению Достоевского, может изменить лик мира сего, и Слово это – проповедь о возможности и необходимости братства, то есть живого, духовного человеческого единения. 

 

Достоевский выдвинул идею спасения мира силой русского братства, которое есть не что иное, как, по его определению, «духовное единение… взамен матерьяльного единения»«Национальная идея русская, – утверждал писатель-пророк, – есть… всемирное общечеловеческое единение». Эта идея всемирного «братского единения», по Достоевскому, – не есть исключительно русское достояние, но «великая дорога», путь к «золотому веку» для всех без исключения народов, для всего человечества.

 

Тем своим современникам, которые считали его идеи утопией, Достоевский говорил: «Великое дело любви и настоящего просвещения. Вот моя утопия! …и, может быть, и им, европейцам, стали бы полезны, сказав и им наше русское особое слово, которое они, разбившись насильственно на секты, еще не слыхали… чтобы разрозненные личные народные единицы соединить в гармонию и согласие, и это назначение России. Вы скажете это сон и бред: хорошо, оставьте мне этот бред и сон»

 

«Я понимаю, что вас так шокировало, – отвечал еще Достоевский скептикам, не верящим в свой народ, –это будущее предназначение России в семье народов, об котором я заключил словами: "вот как я понимаю русское предназначение в его идеале". Вас это раздражило. Будущее, близкое будущее человечества полно страшных вопросов. Самые передовые умы, наши и в Европе, согласились давно уже, что мы стоим накануне "последней развязки". 

 

И вот вы стыдитесь того, что и Россия может принять участие в этой развязке, стыдитесь даже предположения, что Россия осмелится сказать свое новое слово в общечеловеческом деле. Но вам это стыд, а для нас это вера. И даже то вера, что она скажет не только собственное, но, может, и окончательное слово. Да этому должен, обязан верить каждый русский, если он член великой нации и великого союза людей, если, наконец, он член великой семьи человеческой. Вам дико, что я осмелился предположить, что в народных началах России и в ее Православии заключаются залоги того, что Россия может сказать слово живой жизни в грядущем человечестве? 

 

… У меня большая ошибка в том, что я начал прямо с конца, сказал результат, последнее слово моей веры. Беда до конца высказываться. Вот вы и глумитесь: "Ах, дескать, об этом все стыдятся говорить, а он говорит; осмеять его!" Негодовать лучше и выгоднее. Все писать, все намекать и никогда не высказываться: этим можно снискать большое уважение, даже можно, не имея ни одной мысли, прослыть мыслителем…» («Дневник писателя»). 

 

Развивая интуиции Достоевского, преп. Иустин (Попович) говорил об историософской миссии славянства: «Только освященное и просвещенное Христом славянство обретает свое непреходящее значение в мировой истории и через всеславянство ведет к всечеловечеству». 

 

Всеславянский идеал – это попросту христианская проповедь, обращенная ко всем народам во все времена и эпохи. Единство людей может быть реальным только во Христе, все остальное – утопия. Нынешнее единение в глобалистской идее, которое навязывается человечеству устроителями «нового мирового порядка» с целью установления всемирной диктатуры – царства антихриста (царства зверя), сопровождается обезличиванием народов и людей, расчеловечением человека, духовным и физическим человекоубийством в огромных масштабах. Миссия славянства – предложить человечеству вместо безликого «глобального человечества» («муравейника», по выражению Достоевского) – живое братское, духовное единение, многоликое всечеловечество. 

 

«Все людское существо, – рассуждает преп. Иустин, – скрывает и хранит свою главную тайну в своем высшем идеале. Это относится и к европейскому человеку – его тайна в его идеале. Но какой же высший идеал европейского человека? Прежде всего это – самостоятельный и непогрешимый человек – человекобог. Все идеи и вся деятельность европейского человека пронизаны одним желанием и одним стремлением: стать независимым и самостоятельным, как Бог. 

 

По сути, над Европой властвует одно божество: непогрешимый человек – человекобог. В роскошном пантеоне Европы непогрешимый человек – верховное божество, остальные боги суть его производное или его отражение. "Непогрешимый" человек властвует и в европейской религии, и в европейской философии, и в европейской науке, и в европейской политике, и европейской технике, и в европейском искусстве, и во всей европейской культуре и цивилизации. Во всем – только человек, притом европейский человек, гордый и чванливо самодовольный и непогрешимый. Говоря об этом, я имею в виду европейского человека в целом, в его главной идее. 

 

На другой стороне – славянский всечеловек. Его высший идеал, а в нем его главная тайна: всечеловеческое братство людей в Богочеловеке Христе. Во всех идеях и во всей деятельности славянского всечеловека можно усмотреть одну движущую силу: евангельскую любовь – вселюбовь. Ибо эта любовь по сути единственная сила, которая людей претворяет в братьев и соединяет их во всечеловеческое братство. Нет такого унижения, на которое бы не согласился славянский всечеловек, если это будет содействовать осуществлению всечеловеческого братства между людьми. Нет таких трудов и подвигов, на которые бы не согласился Христов человек, только бы они вели к цели: всечеловеческому братству. 

 

Служить каждому человеку и всем людям ради Христа – радость над радостями для славянского всечеловека-труженика. Его бессмертное желание: постоянно совершенствовать себя через Богочеловека, приобретая Его божественные свойства, и поработать Богочеловеку всей своей душой, всем своим сердцем, всем своим помышлением, всеми своими силами. Здесь все, что является человеческим, находит свое бессмертие в Богочеловеческом; здесь Богочеловек все и вся для человека во всех мирах» («Достоевский о Европе и славянстве»). 

 

МИССИЯ РОССИИ

 

Не будем сомневаться в том, что исполнятся предсказания многих святых и подвижников благочестия о воскресении Святой Руси и о том, что именно из России придет спасение миру. «Явлено будет великое чудо Божие, – говорил, например, преп. Анатолий Оптинский. – И все щепки и обломки, волею Божией и силой Его, соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль в своей красе и пойдет своим путем, Богом предназначенным». А святой праведный Иоанн Кронштадтский предсказывал: «Будет воздвигнута Русь новая – по старому образцу, крепкая своей верою во Христа Бога и Святую Троицу; и будет по завету князя Владимира – как единая Церковь»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Словом живой жизни», которое скажет Россия всему миру, должно стать именно слово о всечеловеческом единстве и о всемирной ответственности. Иначе говоря, новое Слово России – это ее проповедь всемирного покаяния. Об этой проповеди предсказывал преп. Серафим Саровский и другие святые и подвижники благочестия. В просвещении всего мира проповедью всемирного покаяния и заключается миссия России в предконечные времена. 

 

О том, что именно покаяние больше всего способно сегодня помочь миру, преп. Паисий Святогорец говорил так: «Если бы было покаяние, то все бы наладилось. Нас ждут грозы, грозы! Да прострет Бог Свою руку! Будем просить покаяния всему миру. Будем молиться и о тех, кто сознательно делает зло Церкви и не намерен исправляться, чтобы Бог дал им покаяние, а потом забрал их в лучший мир. Поможем, насколько это возможно, миру в покаянии, чтобы приять Божии благословения… Прося миру покаяния, будем причислять к провинившимся и себя. В молитве не надо говорить: "Помоги миру, миру, который грешен".

 

Три библейских отрока родились в вавилонском плену, однако не говорили: "А чем виноваты мы? – но исповедовались пред Богом: – Нам досталось поделом, мы были достойны и большего". Они говорили так, как если бы до вавилонского пленения находились среди тех, кто преступил Божии заповеди, как если бы и они соучаствовали во грехе, хотя на деле они были ему непричастны, поскольку в те годы еще не родились на свет. Их молитва в вавилонской пещи трогает меня за сердце. "Праведен eси Господи о всех, яже сотворил eси нам... Яко согрешихом и беззаконновахом... И ныне несть нам отверзти уст... 

 

Не предаждъ убо нас до конца... И не отстави милости Твоея от нас, Авраама ради возлюбленного от Тебе". То есть: "Поделом, Господи, ты нас наказываешь, ибо мы согрешили. Но только лишь ради Авраама, которого Ты любишь за то, что он не согрешил, не оставляй нас". Они причисляли ко грешникам и себя и верили в то, что говорили устами. Потому и стала пещь прохладной, тогда как язычников, пришедших на нее посмотреть, опалило пламя (Дан. 3, 1-100)… Покаяние – это великое дело. Мы еще не осознали, что покаянием человек может изменить решение Бога… Покаяние содействует исчезновению зла! … В этом основа всего: чтобы мир покаялся». 

 

Сегодня с новой силой должен прозвучать в России знаменитый призыв великого русского святого – преп. Сергия Радонежского: «Взирая на единство Святой Троицы, побеждать ненавистное разделение мира сего». Наилучшим образом эта идея воплощена в иконе преп. Андрея Рублева «Живоначальная Троица», которая отобразила неизреченную взаимную любовь Трех Божественных Лиц (Личностей) – Отца, Сына и Святого Духа, Их бесконечное единение Друг с Другом. Эту икону справедливо считают самым лучшим наглядным изображением русской национальной идеи; и именно эта чудотворная икона в свое время фактически спасла истерзанную Русь, помогла собрать ее воедино.

 

 

В одном из писем Достоевского есть такие слова, пламенные, как пророчество: «…Дьяволова идея [о превращении камней в хлебы] могла подходить только к человеку-скоту. Христос же знал, что хлебом единым не оживишь человека. Если притом не будет жизни духовной, идеала Красоты, то затоскует человек, умрет, с ума сойдет, убьет себя или пустится в языческие фантазии. А так как Христос в Себе и в Слове своем нес идеал Красоты, то и решил: лучше вселить в душу [человека] идеал Красоты...»

 

Для Достоевского идеал красоты – Христос, Сын Божий. Вот этот идеал и вселен в душу человека, что и называется образом Божиим в человеке. Благодаря этому человек обрел непостижимое вечное устремление вперед, к идеалу, к истине, то есть к той абсолютной любви, к тому личному общению и единению, какое есть у Лиц Святой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа. Единение Святой Троицы есть вместе и величайшее добро (добро – это общение, единение, любовь, а зло – это отчуждение), и высочайшая истина, и совершеннейшая красота, идеал красоты. 

 

Только в таком раскрытии становятся понятными слова Достоевского: «Красота мир спасет». Красота во Христе, а Христос – Спаситель. Красота – это путь, движение к идеалу. Идеалом же красоты является Христос. Правда – путь, движение к истине; если иначе, то получается ложь. Христос не ответил на вопрос Пилата: «Что есть истина?» Однако Сам Христос и явился воплощенной истиной. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если мы будем исходить из такого разумения красоты, тогда нам станет понятным и высочайшее призвание русского народа. Вся русская национальная культура, основанная на Православии, подвигала мир к идеалу красоты, к истине. Это была становая идея русского народа, равно как и национальная идея – показать миру настоящего Христа, как идеал красоты, как истину. Явить современному человечеству Христа, поставить перед человечеством идеал взаимной любви и единения Лиц Святой Троицы, указать (посредством созидания подлинного, духовного единства) путь, ведущий к этому идеалу – вот высочайшая миссия и одновременно национальная идея русского народа. 

 

«Надо, – говорит Достоевский устами князя Мышкина из романа «Идиот», – чтобы воссиял в отпор Западу наш Христос,которого мы сохранили и которого они и не знали! Не рабски попадаясь на крючок иезуитам, а нашу русскую цивилизацию им неся, мы должны теперь стать перед ними… Откройте жаждущим и воспаленным Колумбовым спутникам берег "Нового Света", откройте русскому человеку русский "Свет", дайте отыскать ему это золото, это сокровище, сокрытое от него в земле! 

 

Покажите ему в будущем обновление всего человечества и воскресение его, может быть, одною только русскою мыслью, русским Богом и Христом, и увидите, какой исполин могучий и правдивый, мудрый и кроткий вырастет пред изумленным миром, изумленным и испуганным, потому что они ждут от нас одного лишь меча, меча и насилия, потому что они представить себе нас не могут, судя по себе, без варварства…». 

 

Для всего мира Россия должна стать центром духовного возрождения, просвещая все народы светом Христовым. И именно сейчас, когда, как это было предсказано Спасителем, «по причине умножения беззакония, во многих уже охладела любовь» (Мф. 24, 12), – именно сейчас должна прозвучать, в последний раз перед концом мира, всемирная проповедь Евангелия – благой вести о духовном единстве – Царстве Божием, в которое призывает всех нас Господь: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец»(Мф. 24, 14). Наступит тогда на Святой Руси Пасха. Откроется в России проповедь всемирного покаяния, с которой выступит Церковь Христова, предлагая современному человеку истинное единство, в противоположность ложному единству – глобализации. 

 

И эта проповедь всемирного покаяния уже началась в России – с призыва к соборному, всенародному покаянию в грехах русского народа: в грехах вероотступничества, попущения цареубийства и предательства нашей Православной Державы. 

 

Со всего мира придут к свету России те, кто не желает во мраке антихристовой глобализации, в темном царстве апокалиптического зверя терять свой человеческий облик, кто осознает себя личностью, созданной по образу Божию. 

 

И исполнится тогда предсказание преп. Паисия Святогорца о теснейшем духовном единении христиан в последние времена перед кончиной мира: «Через гонение, которое последует, христианство всецело объединится. Однако не так, как хотят те, кто махинациями устраивает всемирное объединение церквей, желая иметь во главе одно религиозное руководство. Объединится, потому что при создавшемся положении произойдет отделение овец от козлов. Каждая овца будет стремиться быть рядом с другой овцой и тогда осуществится на деле: "едино стадо и един Пастырь" (Ин. 10, 16)… 

 

Видим, что это отчасти уже осуществляется: христиане… уже начали чувствовать, что они находятся в нездоровом климате, и постараются избежать болезненных ситуаций и притекают тысячами в монастыри и церкви. Скоро увидите, что в городе существуют две части людей: те, кто будут жить блудной и далекой от Христа жизнью, и остальные, которые будут притекать на бдения и в места поклонения. Среднего состояния, как теперь, не может более существовать»

 

 

 Тогда же исполнится и известное пророчество преподобного Серафима Саровского о том, что славянские народы в предконечные времена объединятся, сольются в единый народный океан, перед которым будут в страхе все прочие племена земные. О новом союзе братских славянских народов предсказывал и старец Серафим (Тяпочкин). 

 

На грядущее возрождение России есть указания в Апокалипсисе. Святитель Игнатий (Брянчанинов), например, был убежден в том, что Апокалипсис говорит о необыкновенной славе России в предконечные времена. 6 октября 1861 года он написал следующее: «Предопределений Промысла Божия о России не изменит никто. Св. Отцы Православной Церкви в толковании на Апокалипсис (гл. 20) предсказывают России необыкновенное (государственное) развитие и могущество»

 

Иеромонах Серафим (Роуз) в лекции «Будущее России и конец мира» тоже говорил о том, что в Апокалипсисе есть указания на возрождение России в предконечные времена: «В Новом Завете, в книге Откровения Иоанна Богослова подробно описываются события перед концом мира: "И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса" (Откр. 8, 1). Некоторые объясняют это место Св. Писания как короткий период мира, предшествующий последним событиям мировой истории, а именно краткий период восстановления России, когда всемирное слово о покаянии начнется с России – и это есть то "последнее и окончательное слово", которое, согласно Достоевскому, Россия принесет миру».

 

 

И сам Достоевский считал, что Апокалипсис говорит о великом будущем России и о ее новом Слове (известно, что в последние годы жизни Федора Михайловича Апокалипсис был его любимой книгой). «В одном разговоре, – рассказывал В. С. Соловьев в одной из своих трех речей в память писателя-пророка, – Достоевский применял к России видение Иоанна Богослова о жене, облеченной в солнце и в мучениях хотящей родити сына мужеска (Откр. 12, 1-6): жена – это Россия, а рождаемое ею есть то новое Слово, которое Россия должна сказать миру. Правильно или нет это толкование "великого знамения", но новое Слово России Достоевский угадал верно»

 

БУДУЩЕЕ ЗАВИСИТ ОТ НАС

 

Братья и сестры! Больше всего служители зла, устроители апокалиптического царства зверя, лукаво называемого ими «новым веком» и «новым мировым порядком», боятся нашего сплочения, нашего единения. Вот почему нам нужен царь! Царь, монарх олицетворяет собой единство народа, он – отец большой народной семьи. 

 

Тяжелое положение, в котором находится сегодня наша Родина, не будем рассматривать как необратимое и роковое. Это, казалось бы, тупиковое положение может послужить лучшим предлогом к настоящему Возрождению. К такому Возрождению, которое полагает свой центр тяжести не в политических и социальных проектах, но в человеческой личности. 

 

Истина Православной Церкви о высочайшем достоинстве человеческой личности и призвании человека к духовному единению должна свидетельствоваться не из эфира, но из сердец православных. Это свидетельство не должно относиться только к воспоминаниям о прошлом, но, прежде всего, к живой деятельности в настоящем. И в первую очередь это свидетельство должно дать православное монашество, но также и вся полнота Церкви. 

 

Основой успеха этого свидетельства является непосредственная связь христианина с Богом, то есть богообщение. «Я есмь лоза, – говорит Христос, – а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего»(Ин. 15, 5). 

 

В Евангелии Господь говорит нам, что основным признаком последнего времени будет то, что «во многих охладеет любовь» (Мф. 24, 12). Поэтому сегодня, когда мир, действительно, почти полностью и окончательно погрузился в холодную отчужденность, самая привлекательная и глубочайшая сторона в Православии – это его послание о духовном единстве, то есть его «слово о Царстве» (Мф. 13, 19). Ведь, согласно Евангелию, основной отличительной чертой христиан является любовь, которую они имеют друг к другу: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, – говорит Господь, – если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35). 

 

«Будучи преисполненными евангельского учения и пытаясь жить в соответствии с ним, – говорил иеромонах Серафим (Роуз), – мы должны иметь любовь и сострадание к несчастному человечеству наших дней. По-видимому, никогда не было людей столь несчастных, как люди нашего времени, несмотря на все удобства и технические достижения, которыми нас обеспечивает современное общество. Люди страдают, умирают без Бога, а мы можем помочь им обрести Его. Любовь многих действительно охладела в эти дни, но мы-то давайте не будем равнодушны. Пока Христос посылает нам Свою благодать и согревает наши сердца, нам нельзя быть холодными»

 

Отец Серафим (Роуз) в последней проповеди в своей жизни привел слова одного современного румынского священника-исповедника православной веры о том, что значит в действительности быть членом Православной Церкви, истинного Тела Христова: «Вы в Церкви Христовой всегда, когда поднимаете кого-то, или подаете милостыню бедному, или посещаете больного. Вы в Церкви Христовой, когда вы милостивы и терпеливы, когда вы отказываетесь прогневаться на брата своего, даже если он и ранил ваши чувства. 

 

Вы в Церкви Христовой, когда вы молитесь: "Господи, прости его". Когда вы честно трудитесь на работе, возвращаясь домой усталым, но улыбающимся, когда вы воздаете за зло любовью – вы в Церкви Христовой. Разве ты не видишь, юный друг, как близко Царствие Христово? Ты Петр, и Бог созидает свою Церковь на тебе. Ты камень Его Церкви, который ничто не может одолеть... Построим же Церковь нашею верою. Церковь, которую не сможет разрушить никакая человеческая сила, Церковь, основа которой Христос... Чувствуй брата своего рядом! Никогда не спрашивай: "Кто это?" – Лучше говори: "Это не чужой, это мой брат. Он – Церковь Христова, так же, как и я"»

 

«Имея в наших сердцах такой призыв, – заключил отец Серафим свою проповедь, – станем же по-настоящему принадлежать Церкви Христовой, Церкви Православной. Внешнего членства недостаточно, внутри нас должен произойти сдвиг, который сделает нас отличными от внешнего мира… Если мы действительно живем православным мировоззрением, наша вера выдержит ожидающие нас удары и послужит источником вдохновения и спасения для тех, кто еще только будет искать Христа даже среди начавшегося уже крушения человечества». 

 

Новое обретение и раскрытие христианской истины о всечеловеческой ответственности и всеобщем единстве – это самая большая надежда, которая сегодня остается. Вызов обезличивающей системы апокалиптического зверя может даже послужить лучшим предлогом к выдвижению на первый план и деятельному созиданию общения и единения личностей. 

 

В настоящее время центральная богословская проблема – это проблема личности, поскольку именно сейчас человечество с невиданной доселе остротой переживает самую страшную из всех своих трагедий – трагедию окончательного духовного одичания, обезличения, расчеловечения людей, трагедию исчезновения личности.

 

Перед лицом современного мира, задавленного недочеловеческой, дегенеративной «массовой культурой», мертвящим техническим прогрессом и обезличивающими глобализацией и компьютеризацией, Православная Церковь должна громко и отчетливо засвидетельствовать, что никогда не было, нет и не будет ничего более важного, чем личное общение и единение человека с Богом и личное общение и единение людей друг с другом. Именно сейчас всем нам крайне необходимо углубить наше понимание человеческой личности. Мы, православные христиане, должны основательнее уяснить для себя и показать это всему современному человечеству: что есть человек и что есть межличностное общение. 

 

«Наш долг, - призывает нас преп. Паисий Святогорец, - в эти трудные времена – нести всем прочим народам свет Православия. Так как все мы дети Адама и Евы, все мы по плоти братья. А с православными, естественно, мы братья и по плоти, и по духу»

 

Холодной, звериной стихии нашей эпохи нужно противопоставить «живую жизнь», то есть живое, духовное единение личностей, «единство духа в союзе мира»(Еф. 4, 3). Именно сейчас мы, православные христиане, должны явить всему миру такую же «живую жизнь», какая была у первых христиан, у которых, как говорит нам слово Божие, «было одно сердце и одна душа» (Деян. 4, 32). Невозможно, чтобы истинное единение личностей не действовало как закваска в своей среде. «Если двенадцать человек, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – заквасили всю вселенную, подумай, сколь велика наша собственная злоба, если мы не можем исправить остальных людей, когда нас, христиан, столько, что мы могли бы стать закваской для десятков тысяч обществ»

 

От нас, то есть от тех православных христиан, которые, осознавая себя личностями, противостоят сегодня расчеловечивающей системе зверя и при этом стремятся к личному общению и единению с Богом и друг с другом, стараясь идти по пути раскрытия в себе истинной, богоподобной личности, зависит очень многое, зависят судьбы мира. 

 

 

Духовная связь между нами (если мы сердцем своим приближаемся к Богу) – это таинство, в котором действует Божественная благодать, без содействия которой мы ничего не сможем сделать. Если один из нас своим грехом отчуждается от Бога, то это затрагивает всех, отрицательно сказывается на результатах нашей общей деятельности. И мы должны ясно осознавать эту зависимость и свою великую ответственность. Вот мера нашей личной ответственности: «Самый малый грех каждого человека, - говорит преп. Силуан Афонский, - влияет на судьбу мира»«Когда я исправлю себя, – учит преп. Паисий Святогорец, – то исправится и частичка Церкви, так что мы сможем быть в единомыслии. Святой Дух един. А люди теперь создают много духов. Я этого не могу понять».

 

Старец Иосиф Ватопедский говорил: «Будем молиться за возрождение христианства после всего того, что нас ожидает, чтобы Господь действительно дал нам силы возродиться... 

 

Сейчас начало событий, тяжелых военных событий. Двигателем этого зла являются евреи. Их дьявол понуждает начать, чтобы уничтожить семя Православия в Греции и в России. Это для них главное препятствие к мировому господству. И они понудят турок все-таки прийти сюда в Грецию и начать свои действия. А Греция хотя и имеет правительство, но как такового на самом деле его как бы и нет, потому что оно не имеет силы. И турки придут сюда. Это будет момент, когда Россия тоже двинет свои силы, чтобы отбросить турок. 

 

События будут развиваться так: когда Россия пойдет на помощь Греции, американцы и НАТО постараются воспрепятствовать этому, чтобы не было воссоединения, слияния двух православных народов. Поднимут и еще силы – японцев и другие народы. На территории бывшей Византийской империи будет большое побоище. Только погибших будет около 600 миллионов человек. Во всем этом будет активно участвовать и Ватикан, чтобы воспрепятствовать воссоединению и возрастанию роли Православия. Но это обернется полным уничтожением ватиканского влияния, до самого основания. Так повернется Промысл Божий... 

 

Будет попущение Божие, чтобы были уничтожены те, кто сеет соблазны: порнографию, наркоманию и т. п. И Господь так ослепит их умы, что они будут уничтожать друг друга с ненасытностью. Господь попустит это специально, чтобы провести большую чистку… Но после этой большой чистки будет возрождение Православия не только в России, но и по всему миру, большой всплеск Православия. 

 

Господь даст Свое благоволение, благодать так, как это было вначале, в первые века, когда люди с открытым сердцем шли к Господу. Это продлится три-четыре десятилетия, и потом быстро наступит диктатура антихриста. Вот такие ужасные события мы должны пережить, но пусть они нас не ужасают, потому что Господь Своих покроет». 

 

«Я возлюбил тебя, – говорит Господь в Апокалипсисе христианам-филадельфийцам (в пер. с греч. – «братолюбцам»), оставшимся верным Ему и Его слову (неповрежденной православной вере) в трудных условиях, – И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле. Се, гряду скоро» (Откр. 3, 10-11). 

 

Об этом же сказано в Третьей книге пророка Ездры: «Слушайте, возлюбленные Мои, говорит Господь: вот перед вами дни скорби, и от них Я избавлю вас. Не бойтесь и не сомневайтесь, ибо вождь ваш – Бог. Если будете исполнять заповеди и повеления Мои, говорит Господь Бог, то грехи ваши не будут бременем, подавляющим вас, и беззакония ваши не превозмогут вас» (3 Езд. 16, 75-77). 

 

«Все будущее зависит от нас, – подчеркивал о. Серафим (Роуз) в лекции «Будущее России и конец мира», – если мы возродимся к истинной православной жизни, тогда Святая Русь будет восстановлена; если нет, то тогда Господь может изъять свои обещания. Архиепископ Иоанн [святитель Иоанн /Максимович/] закончил свой доклад на Соборе [имеется в виду Архиерейский Собор Зарубежья 1938 года] пророчеством и надеждой, что там наступит истинная Пасха, которая просияет целому миру перед концом всего существующего и перед началом всемирного Царства Божия: "Отряхните сон уныния и лености, сыны России! 

 

Воззрите на славу ее страданий и очиститесь, омойтесь от грехов ваших! Укрепитесь в вере православной, чтобы быть достойными обитать в жилище Господнем и вселиться во святую гору Его! Воспряни, воспряни, восстани, Русь, ты, которая из руки Господней выпила чашу ярости Его! Когда окончатся страдания твои, правда твоя пойдет с тобой, и слава Господня будет сопровождать тебя. Приидут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобой сиянию. Тогда возведи окрест очи твои и виждь: се бо придут к тебе от запада, и севера, и моря, и востока чада твоя, в тебе благословящая Христа во веки!"».

 

 

 


Комментарии


Заголовок комментария:
Ваш ник:
Ваш e-mail:
Текст комментария:
Введите текст на картинке
обновить текст
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20