Благословение - православное издательство.

Акции

Профилактика коронавируса

Дневник афонского иеромонаха Анфима (Гощука)

В архиве Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря сохранились дневники о. Анфима (Гощука), исполнявшего в обители послушания регента, эконома, антипросопа и эпистата при Священном Киноте Святой Горы Афон. Эти записи проникнуты глубоким смирением, верой и искренностью. Предлагаем читателям портала «Русский Афон» ознакомиться с выдержками из них, которые могут послужить назиданием для многих современных иноков и мирян.

 

Иеромонах Анфим (в миру Нестор Гощук) родился в Ташкенте 6 ноября 1964 года от благочестивых родителей — иерея Димитрия и матушки Анны. После смерти матери отец Димитрий принял монашество с именем Дорофей и был в Ташкенте духовником женских монастырей.

 

Нестор имел еще двух братьев, которые были летчиками. В летное училище поступал и сам Нестор, однако не прошел медицинскую комиссию. В семье царила атмосфера благочестия и безусловного послушания, которыми Нестор руководствовался во всей своей последующей жизни.

 

Примером послушания Нестора родителю может служить такой эпизод. После того как Нестор не прошел медицинскую комиссию в летном училище из-за врожденного заикания, безмерно любящая его бабушка, желавшая во что бы то ни стало, чтобы и ее третий, самый любимый внучек стал летчиком, предложила выпить ему отвар зелья, с помощью которого, как она была уверена, должен был навсегда устраниться дефект речи. Однако отец-священник не одобрил такого способа лечения. И хотя он прямо и не запретил прибегнуть к такому средству, никакие увещания бабушки не смогли склонить Нестора пойти против воли родителя. После такой неудачи бабушка устроила настоящий погром в доме зятя-пресвитера. Однако Господь вскоре вознаградил юного Нестора за его послушание: вместо летного он поступил в духовное училище — Московскую Духовную семинарию, куда вскоре поступил и его старший брат — летчик Иоанн, который впоследствии, после принятия священнического сана, был настоятелем одного из соборов города Углича.

 

1 июня 1987 года Нестор был пострижен в монашество с именем Анфим и через месяц рукоположен во диакона Троице-Сергиевой Лавры. Через год его перевели из Лавры во вновь открывшийся в Москве Данилов монастырь, где 9 июля 1989 года отец Анфим был рукоположен во иеромонаха.

 

Имея горячее желание послужить Сыну Божию в земном уделе Его Пречистой Богоматери, иеромонах Анфим 18 июля 1990 года, по благословению Патриарха Пимена, прибыл на Святую Гору Афон, где по прошествии шести лет за свое благочестие и послушание был избран в соборные старцы монастыря и проходил самые ответственные послушания: архондаричного, регента, эконома, ризничего, антипросопа и эпистата в Священном Киноте Святой Горы Афон.

 

Афонский иеромонах Анфим (Гощук) 

 

Отличительными чертами его характера, за которые он пользовался всеобщим уважением и любовью святогорской братии, были скромность и кротость.

 

Прожив семнадцать лет в монастыре и исполнив свой долг, отец Анфим «скончався вмале» в возрасте 44 лет. «угодна бо Господевм душа его», предочищенная богоугодной жизнью, потщася бо «от среды лукавствися» (Прем. 4, 13-14).

 

Многие из братий, узнав о его неизлечимой болезни (оп ухоли головного мозга), молили Бога, чтобы им умереть вместо нужного обители собрата. Однако Господь судил иначе и призвал избранного от людей Своих как «благовонную жертву от обители земной во обители небесные», как выразился о кончине его архимандрит, игумен соседнего монастыря Ксенофонт.

 

Главным девизом земной жизни отца Анфима было послушание. «Перед духовником, — говорил он, — надо быть чистым как солнышко». Поэтому он старался ежедневно исповедоваться. Правилом его было, кроме исполнения обычного келейного канона, полагать от 300 до 500 земных поклонов, а иногда и больше.

 

К каждому послушанию, и важному, и незначительному, он относился одинаково ответственно, выполняя его так, словно чувствовал на себе взор Бога Живаго.

 

О внутренней жизни отца Анфима мы узнаем из его дневниковых записей, которые он вел по примеру святого праведного «всероссийскаго батюшки» Иоанна Кронштадтского, в городе которого он проходил военную службу и которого «весьма почитал», стараясь всячески подражать ему в трезвении и внимании к своей жизни.

 

Даже у самого преддверия смерти он старался оставаться «в строю», не допуская расслабления и не пропуская ни одной службы. Страдая и едва передвигаясь, он до самого последнего своего дня без опоздания приходил в церковь, преодолевая трудный для него высокий подъем, ведущий в Покровский собор, чем подавал великий пример братии.

 

Преставился отец Анфим 13 февраля 2008 г., на 44 году жизни.

 

 

 

Приведем некоторые выдержки из дневников отца Анфима:

 

1. Надо молитву ставить на первое место, а потом все уже остальное, т. е. вначале настроиться на внутренний молитвенный ритм. И в этом ритме уже делать все дела, послушания.

(15 сентября 1991 года)

 

*

2. Много послушаний: ризница, гостиница, уставщик, ухаживать за старцем Иларионом. Да еще благословили сегодня водить паломников по монастырю. Решил, что это все вменяется мне в молитву.

 

3. Попалась очень трудная группа паломников, очень непостоянные и своенравные. Служат, где захочется, и требуют, чтобы ты их обслуживал. Вчера я приготовил облачение в Покровском соборе, а они отказались служить, сегодня убрал облачения, а они собрались служить.

 

Господь меня испытывает, настоящий ли я монах-послушник, испытывает мое смирение. Где наше совершенство? Можно таскать облачения в простоте, и спасешься.

(9 сентября 1991 года)

 

*

4. В храме совершаются службы Божии, и никак нельзя допускать, чтобы личные интриги были помехой. Напротив, надо прилагать все усилия, чтобы сглаживать все запинки и чтобы в храме все ектении, стихиры, тропари составляли настоящую молитву — обращение к Богу, Божией Матери, святым. Я решил вовсе не разговаривать на клиросе, т. к. от этого приходит нечувствие.

(9 ноября 1991 года)

 

*

5. Когда я начинал с братией много говорить, то терялось содержание нашего труда и смысл пения — пения ради молитвы, а не только ради пения!

(29 октября 1992 года)

 

*

6. Если вручили тебе послушание, то надо нести его с полной ответственностью. Ты отвечаешь за это пред Богом, братией и людьми.

(3 ноября 1991 года)

 

*

7. Самочиния в общежитии не должно быть, даже самого малого и, по-видимому, благого.

(11 января 1992 года)

 

*

8. Позавчера, в день своего мирского Ангела — мученика Нестора, решил начать жизнь по распорядку. Исполнил 500 поклонов и весь день был занят попечением о душевной пользе.

(29 октября 1992 года)

 

*

9. Мне кажется, Собор Старцев должен отличаться единодушием и послушанием игумену.

(5 апреля 1994 года)

 

*

10. Монастырь непременно будет терпеть убытки, как физические, так и духовные, при такой нехватке братии и с неравномерным распределением послушаний это естественно. Мои послушания: благочинный, регент, ризничный, лесник, экскурсовод, соборный старец.

(12 октября 1996 года)

 

*

11. Много скорби от ропотников, которые к тому же ничего не делают. Как хорошо было бы без них, если бы нас осталось даже пять человек. Из повседневных искушений мы познаем самих себя, в каком состоянии мы находимся.

(30 октября 1996 года)

 

*

12. Правильно преподобный Нил Афонский писал, что последние монахи займутся многопопечительностью вследствие оскудения веры и надежды на Промысел Божий.

(29 августа 1997 года)

 

*

13. Начало молитвы — познание себя, своей немощи и сознание нужды в Спасителе. Чтобы собраться воедино, нужна главным образом молитва. Осознать свое бессилие во всем, свое безумие и только молиться, молиться, молиться, вплоть до непрестанной молитвы. Тогда только начнешь чувствовать себя человеком.

(29 августа 1997 года)

 

14. Господь — жизнь наша. Стремление к Нему да будет главной заботой.

 

15. Чувствуешь: мертв ты к молитве, но ты только начни, и Господь даст молитву молящемуся.

 

16. Много есть средств к приобретению благодати, но не все угодны бывают по месту, времени и нашему духовному возрасту, но смирение с терпением и молитва умная всегда под рукой.

 

17. Всякое исправление другого надо начинать с исправления себя. Так повелевает нам Сам Господь, говоря: «Лицемере, изми первое бервно из очесе твоего...» (Мф. 7, 5). Один брат подворья жаловался на настоятеля, что, мол, у него нет любви. А вот если у самого брата спросить: любишь ли ты своего настоятеля и в чем свою любовь к нему выражаешь?.. Так вот, а ведь Господь заповедал нам любить даже своих врагов (Мф. 5, 44). Как же можем мы после этого еще рассуждать о любви?

(18 апреля 1998 года)

 

*

18. Надо научиться истинствовать как на людях, так и наедине с собою, как внешне, так и внутренне, в мыслях.

(18 апреля 1998 года)

 

*

19. По возможности хорошо умом всегда предстоять на Страшном Суде.

(27 апреля 1998 г.)

 

*

20. Келейное правило должно исполнять очень точно, как по количеству, так и по качеству (без рассеянности и лености), — это самый минимум, что ты должен исполнять. А подвиг любви к Богу есть непрестанное памятование о Нем, непрестанная молитва в течение дня. От небрежно исполненного правила только больше усиливаются уныние и нечувствие.

(13 июня 1998 года)

 

*

21. Скорби нас смиряют, а смиренным Господь дает Свою благодать. Кто не хочет терпеть скорбей, никогда не получит и милостей Божиих. Скорби разумеются всевозможные, как телесные, так и внутренние — духовные. Духовные дарования без скорбей — это прямой путь к прелести. По мере дарований Господь посылает и скорби. А я думаю уйти от скорбей и заняться молитвой. Опасная мысль! Скорбями молитва очищается или восполняется, поэтому и говорит Псалмопевец:

 

«Яко во смирении нашем помяну ны Господь...» (Пс. 135, 23). Радоваться подобает скорбям, яко предшественникам милостей Господних.

(3 ноября 1998 года)

 

*

22. Главная наша забота должна быть о том, чтобы Господь жил в нашем сердце, тогда и все остальное будет делаться с Его помощью и как Ему угодно.

(3 ноября 1998 года)

 

*

23. Как хорошо иметь старца в своем монастыре (в лице игумена или духовника). Тогда в тебе никогда не будет раздвоения. Тогда для тебя монастырь, ты сам, игумен и. Господь становятся нераздельными.

 

*

24. Истинное послушание — не только в слове, но и в духе, чтобы исполнять не только то, что тебе сказано, как робот, но и то, что не сказано, но старец хотел бы, чтобы ты так поступил. Надо чувствовать дух сказанного.

(3 ноября 1998 года)

 

*

25. Если буду освобожден от должности начальствующего, буду вынужден терпеть другой крест — терпение уничижений, презрений и т. п., и все это по заслугам, за то, что отказался от креста своего по гордости, лености, малодушию, а если не вынесу и этого креста, тогда погибель.

 

*

26. Думаю, что послушание — это корень монашества. Нет послушания, нет монашества.

(17 декабря 1999 года)

 

*

27. Сегодня хорошо помолился на службе Великого канона в четверг пятой седмицы. Поспал с утра часок и больше не отдыхал. Очень не хотелось творить по три метания на каждый запев канона (хотелось больше внимать словам, а не метаться). Но на службе стал делать поклоны равно с Иисусовой молитвой, слышал и канон. Прошел семь четок по 300.

(2003 год)

 

*

28. Сильно бороли всякие нечистые помыслы и уныние, но после 300 поклонов

с помощью Божией человек становится вовсе другой.

 

*

29. Чтобы быть внимательным ко всем окружающим, надо ночью за всех молиться поименно, по поклончику.

 

*

30. Все от Бога! Господи, все у Тебя, дай, что мне полезно.

 

*

31. Слава Богу за неудачи, за мое несовершенство во всем. Сознание сего сильно смиряет душу, собирает ум. Удачи же, напротив, его будоражат, возбуждают к большей активности, но не к молитве. Впрочем, если во время второго будем помнить о первом, а во время первого — о втором, сможем и то и другое переносить с душевной пользой.

 

*

32. Лучше всего плакать о своем недостоинстве.

 

Источник:

http://afonit.info/


Комментарии


Заголовок комментария:
Ваш ник:
Ваш e-mail:
Текст комментария:
Введите текст на картинке
обновить текст
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20