Благословение - православное издательство.

Акции

Профилактика коронавируса

Афонский монах, принявший мусульманство и раскаявшийся - муч. Прокопий

Как он ушел из мона­стыря подобно татю, ни с кем не посоветовавшись и ни у ко­го не взяв благословения, не находя этого нужным, так точно и здесь он не хотел или, быть может, враг не допускал его от­крыть свои помыслы духовнику и таким образом поступить по совету последнего. Считая себя уже потерянным, несчастный Прокопий решился на ужасный шаг: оставить христи­анство и принять мусульманскую веру.

Святой Прокопий жил на рубеже ХVIII-ХIХ вв. По происхож­дению он был грек, родом из болгарского города Варны. В два­дцать лет Прокопий оставил семью и начал вести монаше­скую жизнь на Афоне. Переменив несколько мест, он стал учеником старца по имени Дионисий в скиту Святого Иоан­на Предтечи, который относился к Иверскому монастырю. Святой Прокопий вызывал восхищение других братий просто­той, послушанием и любовью к подвижническим трудам.

Но враг нашего спасения, видя Прокопия преуспевающим в добродетелях, начал лукавый приступ с того, что каждоднев­но всевал в его душу помыслы уйти в мир. Против вражеской бури Прокопий не устоял, а потому решился оставить Свя­тую Гору и, никому ничего не сказав, отправился в Смирну.

Как только Прокопий высадился на берег, не дремлющий диавол, уже овладевший его сердцем и умом, начал смущать и приводить Прокопия в отчаяние. Лукавый подсказывал, что поскольку монах оставил подвиги, не терпя иноческих тру­дов, и возвратился в мир, постольку он непременно должен подвергнуться мучениям. Душевное смущение Прокопия сде­лалось еще сильнее, когда он вспомнил, что своим бегством с Афонской горы причинил скорбь добродетельным мужам и что все отцы Предтеченского скита считают его как бы уже умершим для добродетельной жизни. Как он ушел из мона­стыря подобно татю, ни с кем не посоветовавшись и ни у ко­го не взяв благословения, не находя этого нужным, так точно и здесь он не хотел или, быть может, враг не допускал его от­крыть свои помыслы духовнику и таким образом поступить по совету последнего. Считая себя уже потерянным, несчастный Прокопий решился на ужасный шаг: оставить христи­анство и принять мусульманскую веру.

Он явился к городскому судье, дабы заявить о своем отре­чении от Христа. Судья ласково обратился к отверженному, действительно ли тот желает уверовать в Магомета. Получив утвердительный ответ, судья приказал Прокопию произне­сти некоторые хульные слова, а через пятнадцать дней над ним было совершено обрезание.

По неисповедимому Промыслу Божию как только от­ступника обрезали, мысли его вдруг переменились, совесть заговорила, обличая в вероломном отречении от Иисуса Христа. Прокопий, как бы от бывшего опьянения, пришел в полное сознание и тотчас решил искать помощи в своем заблуждении.

Выбрав удобное время, он тайно пришел к духовнику, с ко­торым был знаком еще на Афоне. Тот, видя его в турецкой одежде, изумился столь странному превращению. Прокопий рассказал ему историю своего греха, закончив речь просьбой: «Я к тебе пришел, чтобы ты смыл с меня пятно, которым я, не­счастный, прельщенный диаволом, сам себя осквернил, и что­бы ты облек меня в мою первую одежду». И добавил, что для восстановления себя от падения желает принять мучениче­скую кончину за исповедание имени Иисуса Христа.

Духовник, видя благую мысль Прокопия, порадовал­ся его обращению, но вместе с тем стал отговаривать от по­двига мученичества. Кающийся отвечал: «Я верю, что Бог, укреплявший всех святых мучеников в страданиях, всесилен и меня укрепить при исповедании Его имени».

Духовник, видя твердость его мысли, не стал более отклонять его от желания претерпеть муки ради Спасителя. С этого времени Прокопий начал готовиться к подвигу, притом и чаще приходил к духовнику для подкрепления своих мыслей. Через пятнадцать дней он объявил священнику, что в этот день они видятся последний раз, так как он решился сегодня же предстать перед турецким судом. Тогда оба они пропели молебен Божией Матери и, поцеловав друг друга последним целованием, вышли вместе из дома. Духовник издали следовал за мучеником, напутствовал его тайными мо­литвами до самого судилища.

Прокопий, представ перед судьей, сбросил с головы зе­леную повязку и дерзновенно исповедал христианскую ве­ру, а ислам и его ложного пророка проклял. Судья, слыша посрамление своей веры, сначала приказал его бить, потом заключить в темницу, думая этим заставить переменить об­раз мыслей. Не видя успеха, он обратился к христиани­ну с ласками и обещаниями высоких должностей и чинов. На льстивые посулы святой благодушно отвечал: «Если бы вы дали мне весь мир, то и тогда бы не смогли изменить мо­его намерения».

Твердость мученика ускорила приговор судей, которые сочли излишним терять время и заниматься пытками и при­казали немедленно отрубить Прокопию голову.

Блаженный с готовностью поспешил к месту казни, при­ветствуя по дороге всех встречных христиан. Такая сверхъ­естественная радость настолько изумила всех мусульман, что ни один из них не осмелился поднять меч на мученика. То­гда нашли христианина-отступника, жестокого бесчувствен­ного человека, и он обезглавил св. Прокопия. Это случилось 25 июня/8 июля 1810 г. в Смирне.

 

Макарий Симонопетрский, иеромон. Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т./ Адаптир. Пер. с франц. Т.5. М.: Сретенский монастырь, 2011.

 

Источник

Исто

Источник: http://afonit.info/biblioteka/podvizhniki-afona/afonskij-monakh-prinyavshij-musulmanstvo-i-raskayavshijsya-much-prokopij-den-pamyati-8-iyulya


Комментарии


Заголовок комментария:
Ваш ник:
Ваш e-mail:
Текст комментария:
Введите текст на картинке
обновить текст
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20